Педагогический проект

Программа реализации педагогического проекта «Формирование навыков саморегуляции у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции»

развернуть

 (2020-2023)

Первый этап: подготовительный

Содержание работы

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

с педагогами

с учащимися

1.

Изучение условий реализации проекта.

Формирование творческой группы и распределение обязанностей педагогов – участников проекта.

Проведение оценки материально-технической базы учреждения образования к осуществлению педагогического проекта.

Создание локальных нормативных документов, регулирующие качество проекта.

 

Проведение контрольно-диагностических срезов на начало внедрения проекта.

Ресурсное обеспечение реализации педагогического проекта.

Диагностика готовности методической и социально-психологической службы к организации и сопровождению проектной деятельности;

Проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов

Обработка результатов наблюдения, анкетирования (январь 2022)

Накопление необходимых материалов для размещения на сайте учреждения образования.

 

 

Второй этап: внедренческий

Содержание работы

Информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

с педагогами

с учащимися

1.

Обеспечение консультативной помощи.

Проведение семинаров, мероприятий, методических объединений.

Презентация опыта работы педагогов на семинарах.

Разработка алгоритмов, памяток, опорных схем для работы  с  детьми.

Проведение контрольно-диагностических срезов.

Внедрение в образовательный процесс ориентировочной системы действий

Привлечение максимального количества учителей к использованию ориентировочной системы действий

Изучение результатов деятельности, обработка данных, определение степени соответствия достигнутых результатов критериям и показателям оценки, обобщение и представление результатов диагностики.

 

Анализ и выявление недостатков в работе

 

Третий этап: рефлексивный (оценочный)

Содержание работы

Информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

с педагогами

с учащимися

1.

Подготовка методических рекомендаций педагогического проекта, по использованию проектного продукта.

Проведение анализа контрольно-диагностических срезов.

Подготовка методических рекомендаций педагогического проекта по использованию проектного продукта

Оценка эффективности проекта в соответствии с критериями оценки качества процесса реализации педагогического проекта и образовательных услуг.

Итоговый отчет по проекту

Презентация проекта

Оформление методического продукта

 

свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта «Формирование навыков саморегуляции у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции» на 2021/2022 учебный год

развернуть

 

Календарный план реализации педагогического проекта

«Формирование навыков саморегуляции у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции»

на 2021/2022 учебный год

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.    

Рассмотрение вопроса о реализации педагогического проекта на педагогическом совете

Август 2021

Жуковская Н.И.

2.    

Изучение педагогами, входящими в творческую группу материалов периодической печати, материалов сети Интернет

На протяжении года

Герасимович И.В.

3.    

Размещение информации о педагогическом проекте на сайте учреждения образования и в периодической печати

На протяжении года

Герасимович И.В.

4.    

Индивидуальные беседы с обсуждением идеи проекта

Сентябрь –март 2021

Жуковская Н.И.

5.    

Совещание при директоре «О ходе педагогического проекта»

 

Декабрь 2021

Матейко Е.Н.

6.    

Информирование законных представителей об итогах деятельности по реализации проекта

Январь 2022

Герасимович И.В.

7.    

Мастер-классы для учителей, работающих с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

1 раз в четверть

Леончик Т.В.

8.    

Проведение открытых уроков в классах интегрированного обучения и воспитания

Октябрь-апрель

Учителя-предметники

9.    

Участие в семинарах по темам, перекликающимися с задачами проекта

В течении года

Герасимович И.В.

10.  

Плановые заседания членов творческой группы – участников педагогического проекта

1 раз в четверть

Герасимович И.В.

11.  

Контроль ведения документации участниками проекта

постоянно

Герасимович И.В.

12.  

Мониторинг уровня развития саморегуляции у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

На конец учебного года

Матейко Е.Н.

13.  

Консультация-практикум для родителей «Использование опорных сигналов при подготовке домашнего задания по русскому языку»

январь-май 2021

Леончик Т.В., Высоцкая О.И.

14.  

Заседание группы участников проекта «Динамика развития учащихся в течение учебного года»

Май 2022

Герасимович И.В.

15.  

Проведение постоянно действующего семинара-практикума (обмен опытом по вопросам обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью

1 раз в месяц

Герасимович И.В.

16.  

Подведение итогов реализации проекта в 2021/2022 учебном году

Май 2022

Жуковская Н.И.

17.  

Планирование деятельности по реализации проекта в 2022/2023 учебном году

Август 2022

Герасимович И.В.

 

 

свернуть

Актуальность темы проекта

развернуть

Одним из основных условий успешности учащихся с интеллектуальной недостаточностью к жизни в школе является способность осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности. Какие особенности саморегуляции у данной категории учащихся мы наблюдаем? Это отсутствие познавательного интереса к учебным заданиям; недостаточная ориентировка на правила задания, частичное их принятие; затруднения предварительного планирования; отсутствие вербализации плана действий. В процессе выполнения задания наблюдаем следование лишь части правил, неумение запрашивать помощь, наличие многочисленных ошибок, которые ребёнок не видит и, естественно, не исправляет. На этапе оценивания появляется невозможность адекватной самооценки. Это убедило нас в необходимости целенаправленного формирования у  учащихся с интеллектуальной недостаточностью осознанной саморегуляции, используя ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения заданий, памяток).

 Использование опоры помогает учащимся с интеллектуальной недостаточностью почувствовать веру в свои силы. Для такого учащегося работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе, подтверждение надёжности и полноты усвоенного учебного материала.

Опорные карточки по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение действенно и оперативно.

Основная идея педагогического проекта - повышение качества образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью путём использования ориентировочной основы действий при формировании саморегуляции в условиях образовательной интеграции на разных ступенях образования.

свернуть

Саморегуляция и самоконтроль

развернуть

     Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения, поэтому ее нужно формировать. Способность ребенка к произвольной регуляции собственной деятельности и, прежде всего, деятельности познавательной является одним из важнейших условий его психического и социального развития, требования к которому резко возрастают с началом обучения в школе. Формирование этой способности у детей с интеллектуальной недостаточностью следует рассматривать как приоритетную задачу. Необходимость такой работы исходно обосновывается результатами многочисленных исследований клинико-психологической, нейрофизиологической, психолого-педагогической направленности, которые на разных уровнях демонстрируют ряд существенных особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, препятствующих успешному овладению школьными знаниями и нормами поведения.           

       Самоконтроль – регулятивное базовое учебное действие, которое необходимо для успешной организации (самоорганизации) учебной деятельности ученика и адаптации его в социум.

В силу психических и интеллектуальных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью существует специфика развития у них самоконтроля в процессе обучения.

Они  обнаруживают следующие особенности самоконтроля:

  • низкая мотивация к его осуществлению;
  • медленные темпы формирования самоконтроля;
  • нарушение всех составляющих самоконтроля (внешнего контроля, сличения с эталоном, итогового и поэтапного контроля);
  • невозможность самостоятельного овладения самоконтролем.

Основными требованиями к формированию навыка самоконтроля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью являются:

  • работа по формированию самоконтроля должна соответствовать целям и задачам, этапам обучения;
  • самоконтроль должен быть неотъемлемой частью учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
  • самоконтроль должен стать для ребенка осмысленным действием;
  • должен преобладать процессуальный самоконтроль над результативным.

Принципиальная основа формирования навыка самоконтроля:

  • пошаговое формирование самоконтроля,
  • внешняя организация на основе дифференцированного подхода контрольных действий, постепенно переходящих во внутренний план.

Постепенное усложнение содержания уроков должно сопровождаться повышением требований, предъявляемых к самоконтролю. Однако у педагога должна быть возможность менять темп и режим работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Обучение самоконтролю и саморегуляции — это объемная, многоплановая и многоэтапная работа, стоящая перед современным учителем. И результат будет, если приемы самоконтроля будут использоваться регулярно, на каждом уроке, а не от случая к случаю. 

 

Список использованных источников  

1.Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых детей начальных классов // Дефектология. - № 6. – 2001. – С.11-18.

2.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. Специальная психология. – М., 2008. – 15с.

3.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития / Хрестоматия: Дети с нарушениями развития. – М., 1995. – С.81-92

4.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994 – 228с.

свернуть

Что такое опорные сигналы?

развернуть

   Одним из видов наглядности являются опорные сигналы, применение которых обуславливается тем, что использование данного средства позволяет не только усвоить изучаемый материал, но и осознать сам процесс усвоения. Осознание предметных действий, направленных на решение учебно-практической задачи, способствует формированию учебной деятельности.

Опорный сигнал – это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. Данное средство обучения впервые было предложено  В.Ф. Шаталовым.

         Опорные сигналы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Основные функции опорных сигналов:

  • обобщение
  • систематизация,
  • адаптация,
  • снятие социального барьера,
  • оптимизация самостоятельной деятельности.

Схема – опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Учащиеся  строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Учащиеся избавляются от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме - опоре, выполняя практическое задание.

      Опорные схемы по разным темам помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

      Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков. Компактные опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску. В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.

      Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем может быть закодирован  учебный материал соответствующих разделов программы.

 

Список использованных источников

  1. С.Ю.Антюхова Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5
  2. Шаталов В.Ф. Точка опоры. / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.
  3. Интернет-ресурсы:https://videouroki.net/razrabotki/referat-na-temu-ispolzovanie-opornye-skhemy-na-urokakh-v-nachalnykh-klassakh.html
свернуть