Советы психолога

Улучшаем свое психическое состояние уже сегодня

развернуть
Нервничаете или испытываете стресс? Эти психологические приемы
помогут вам расслабиться.
Согласно исследованиям ученых, каждый пятый человек ежедневно
испытывает те или иные проблемы с психическим здоровьем. Это может
быть ваш знакомый, коллега или даже вы …
Сегодня я предлагаю познакомиться с основами способами, которые
помогут ослабить стресс и тревожность, снизив нагрузку на психику.
1 Задайте себе вопрос: «Будет ли это иметь значение через...?»
Когда вы сильно переживаете из-за чего-то, легко упустить из виду
более далекую перспективу. Спросите себя: «Будет ли это иметь значение
через неделю? Через месяц? Через год?» Ваше состояние прямо сейчас может
не соответствовать тому, насколько важной проблема окажется спустя
некоторое время, и эти вопросы помогут вам посмотреть на ситуацию с
другой стороны, чтобы понять, как на нее реагировать. А если проблема
будет важной и через год, эти вопросы могут изменить то, как вы будете
действовать в такой ситуации.
2 Обратитесь к природе
У японцев есть понятие «лесных ванн» – оно означает частое
времяпровождение на природе. Это помогает восстановить естественный
баланс нашего организма. Стресс, городская жизнь, постоянная активность в
социальных сетях – все это вызывает напряжение, и отдых от такой нагрузки,
даже если это просто время, проведенное на природе, очень полезен для
нашего физического и психического здоровья.
3 Контролируйте дыхание
Часто, когда мы слишком зациклены на своих мыслях, стресс
заставляет нас терять контроль над собой, впадать в тревогу и даже панику, и
хороший способ прервать это – сосредоточиться на дыхании. Вдыхайте
поглубже, стараясь обращать внимание на то, как вы дышите, и сохраняйте
спокойствие, чтобы тревоги не вывели вас из равновесия, вызвав приступ
паники.
4 Больше двигайтесь
Выделите время для быстрой ходьбы – это окажет заметный эффект на
твое психическое состояние. С биологической точки зрения, мы, как
охотники и собиратели, созданы для движения – каждый день нам нужно
отправляться на поиски пищи, а затем возвращаться назад. Поэтому если
сидеть за столом весь день, расходуя всю энергию на работу головы, мы как
будто «отключаемся» от тела. Устраивай себе регулярные перерывы, чтобы
подвигаться – это окажет значительное влияние на ваш мозг.
5 Общайтесь с людьми
Многие из нас неохотно разговаривают с семьей и друзьями о
психологических проблемах. Это станет сложным, но важным шагом, ведь
тогда мы сможешь говорить то, что думаем – в противовес обычному «все
хорошо», когда на самом деле «все плохо». Хотите верьте, хотите нет, но у
вечного позитива есть свои негативные последствия. Например, если вы
скорбите по кому-то близкому, а ваш девиз – мыслить позитивно, забыть обо
всем и жить дальше, внутри вас останется потребность дать выход скорби. Я
видела множество людей, которые даже несколько лет спустя трагедии не
прожили эту скорбь и по-прежнему не могут прийти в себя. Очень важно
разрешить себе испытывать полную гамму эмоций. Если иногда вы
позволяете себе грустить, то грусть проходит быстрее.
6 Помогайте
Часто мы зацикливаемся на своих проблемах и не видим, что
происходит по сторонам, и тогда возможность помочь другим людям
позволяет взглянуть на ситуацию с другой стороны. А еще это способствует
выработке эндорфинов, улучшая наше самочувствие. Можно просто-
напросто написать кому-то и узнать, не нужна ли помощь. То, что очень
просто для нас самих, может быть очень сложным для других людей, но вы
не узнаете об этом, если не спросите. Помощь другим позволит вам в
глубине души ощутить сопричастность.
7 Творите
Уделите время занятиям, укрепляющим связь между левым и правым
полушарием мозга. С возрастом люди забывают, что значит просто
радоваться жизнью, играть и придумывать игры, как мы делали в детстве.
Поэтому полезно находить время на творческие занятия – будь то рисование,
занятия музыкой, пение, танцы, готовка или декорирование. Если ваше
психическое состояние оставляет желать лучшего, творчество поможет вам
найти исцеление, выразив себя новым способом.
8 Поработай над режимом сна
Значительный уровень стресса и тревожности связан с невозможностью хорошо выспаться ночью. Все взаимосвязано: очень важно придерживаться подходящего ритуала или определенного времени отхода ко сну и пробуждения, особенно в течение недели. За час до сна отложите в сторону мобильный телефон – это поможет снизить уровень стресса. Чтение перед сном тоже хороший способ нормализовать режим сна.
9 Ощутите благодарность
Вспомните о мелочах, в которых все хорошо, и ощутите благодарность
за них – ведь их так легко упустить из виду, думая лишь о проблемах, о том,
что не получается и в чем нам нужно стать лучше. Так мы забываем о
хороших вещах и о том, какие мы счастливчики – пока не потеряем то, что
принимали как должное. Спросите себя: за что я благодарен судьбе? Таких
вещей может оказаться больше, чем вы думаете.
Берегите себя! И будьте здоровы!
свернуть

Адаптация к школе: проблемы адаптации ребенка в первом и в пятом классе.

развернуть

Адаптация к школе:

проблемы адаптации ребенка в первом и в пятом классе.

Советы и рекомендации

В школьной жизни есть два переломных момента, когда ученику приходится привыкать к новым условиям обучения. Это период адаптации в первом и пятом классе. Рассмотрим основные проблемы адаптации детей в школе, а также пути их решения. 

Адаптация в 1 классе

Первый раз в первый класс! Сколько восторга светится в глазах дошколят, когда они впервые переступают порог школы. А с каким нетерпением ребенок ждет того момента, когда он сядет за парту и начнет учиться!Но проходит неделя-другая, и от былой восторженности не остается и следа. Выясняется, что все не так радужно, как представлялось. Ребенок сталкивается с первыми трудностями и эмоциональная приподнятость исчезает. Приходится привыкать к новым требованиям, повышенным нагрузкам и жесткой дисциплине. Этот период привыкания и называют адаптацией.

Период адаптации у первоклассников обычно тянется от двух недель до полугода. Все зависит от темперамента ребенка, его коммуникабельности, уровня развития. Немаловажную роль играет тип учебного заведения, уровень сложности программы, по которой будет проходить обучение. На этом этапе очень важно внимание и поддержка взрослых — и учителей, и родителей.

Что ожидает родителей и учителей

Родителям стоит приготовиться к тому, что первоклассник может жаловаться на головную боль, усталость. Многие начинают капризничать, не слушаться маму и папу, протестовать, даже если раньше этого не наблюдалось. У большинства первоклассников нарушается аппетит и сон. Это происходит потому, что, в первую очередь, адаптация происходит на физиологическом уровне. Организм привыкает к новым нагрузкам, новому режиму. В психологии этот период даже получил свое название — "физиологическая буря". Как правило, длится "буря" недолго и к концу первой четверти все приходит в норму.

Поэтому помните, что лень и капризы — это проходящее. Не стоит ругать ребенка, наказывать его. Гораздо важнее постараться помочь малышу, уделять ему больше внимания. Работают все способы: поглаживания, ласковые слова, объятия, разговоры по душам, сказки на ночь. Продемонстрируйте своему ребенку, что вы будете всегда рядом, что вы поймете и поддержите его в любом случае — и когда он в очередной раз с одноклассником подерется, и тогда, когда он за невыученный урок заработает замечание.

Вспомните золотое правило воспитания: "Ребенок больше всего нуждается в нашей любви именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает".

Учителям же стоит помнить о том, что именно первые месяцы учебы закладывают фундамент будущих отношений ученика и учителя. Для ребенка учитель — высший авторитет, порой даже больший, чем родители. Поэтому важно не только поддержать авторитет педагога, но и завоевать доверие учеников, их привязанность и уважение.

 

Как помочь первокласснику: несколько простых рекомендаций для начинающих учителей и родителей

  • Режим дня. Продленка — явление вынужденное, так как многие родители работают, и не у всех есть бабушки-дедушки, готовые заниматься с внуками. Но выход найти можно: например, нанять знакомую пенсионерку, которая будет присматривать за ребенком.

Во-первых, для первоклассника желательно организовать дневной сон, чтобы снизить нагрузку и предотвратить переутомление.

Во-вторых, домашние задания (от которых многие учителя не могут отказаться) нужно выполнять не поздним вечером, перед сном, а в середине дня.

В-третьих, важно, чтобы у ребенка оставалось личное время для просмотра мультфильмов, прогулок и игр.

  • Физкультура. С началом обучения в школе двигательная активность детей снижается в разы. А что такое движение для ребенка? Это его развитие, рост, крепкий иммунитет и хорошее настроение. Те же 2-3 часа физкультуры в неделю, которые предусмотрены школьной программой, не компенсируют даже 10% двигательной активности, необходимой для семилетнего ребенка.

Поэтому родителям желательно позаботится о том, чтобы начинать день с утренней зарядки, а перед сном обязательно погулять хотя бы час-полтора.

Учителям тоже стоит помнить о том, что детям необходимо как можно больше двигаться. Обязательно нужно включать в уроки физкультминутки, а на переменах давать возможность набегаться, напрыгаться, предлагая активные игры.

  • Зрение. Большая нагрузка может привести к тому, что у ребенка резко нарушается зрение, а близорукость может прогрессировать ужасающими темпами. Необходимо ограничить нагрузки на глаза — поменьше смотреть телевизор и работать за компьютером! Письменный стол должен обязательно стоять у окна, а освещение в комнате и классе быть достаточно ярким. Следите за осанкой — расстояние от глаз до книги и тетради должно соблюдаться неуклонно.
  • Игры и игрушки. Часто первоклассники просят разрешить брать игрушки с собой в школу. Не стоит этого запрещать. Конечно, речь не идет о дорогущих конструкторах, железной дороге или домике для Барби. Пусть это будет маленькая, но любимая игрушка. Она позволит ребенку чувствовать себя более защищенным. Ну, и конечно, нужно объяснить, что игрушкам не место на уроке — ими можно играть только на переменах.

Особенности адаптации у пятиклассников

Главной трудностью перехода из начальной школы в среднюю является тот факт, что детям приходится приспосабливаться к требованиям разных учителей-предметников. Хорошо, если действия всех учителей будут согласованы, а требования — одинаковыми. Но, увы, это встречается редко.

Что же происходит с ребенком? И как ему помочь пережить период адаптации легко и безболезненно?

Во-первых, самооценка ребенка проходит "проверку на прочность". Еще бы, теперь-то его оценивают сразу несколько человек. Важно поддержать уверенность ребенка в своих силах, продемонстрировать ему свою заботу и внимание.

Не стоит удивляться, что успеваемость в начале пятого класса значительно снижается. Просто дети еще не привыкли к новым условиям обучения. Поэтому не спешите ругать за "двойки" или за кучу замечаний в дневнике. Возможно, проблема не в лени или нежелании учиться, а в том, что у ребенка не получается наладить отношения с учителем.

Во-вторых, дети учатся перестраиваться и менять свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. Родителям просто необходимо поддерживать тесную связь с классным руководителем, чтобы быть в курсе того, как ведет себя ребенок на разных уроках. А классному руководителю желательно чаще консультироваться с первым учителем класса, чтобы изучить особенности характера каждого ученика.

В-третьих, возрастает социальная активность. 9-11 лет — это возраст, когда ребенок все активнее знакомится с тем миром, что находится вне школы и дома. И, если в начальных классах ученики еще держатся "стайкой", то теперь класс распадается на отдельные группы учеников.

Хорошо, если родители будут знать друзей своего ребенка. Можно приглашать компанию домой, устраивать совместные праздники для детей, организовать, к примеру, общий поход в кино или поездку на природу.  

В-четвертых, значительно возрастает степень самостоятельности. И это выражается не только в том, что теперь ребенок не нуждается в вашей помощи в каких-то бытовых вещах. К сожалению, именно эта самостоятельность становится причиной того, что дети начинают экспериментировать. Именно в этом возрасте многие пробуют курить, употреблять наркотики или алкоголь. Поэтому важно правильно спланировать режим дня, продумать, чем занять свободное время. Направьте интерес ребенка, подумайте, в каких кружках или секциях ему будет интересно. Хобби — великая вещь, а правильно подобранное увлечение способно не только уберечь ребенка от негативного влияния социума, но и поможет раскрыть таланты ребенка, что неизменно скажется на его самооценке.   

Таким образом, успешная адаптация детей к школе во многом зависит от учителей и родителей. И главная задача взрослых — помочь ребенку в этот сложный для него период.  

 

свернуть