Память и боль белорусской земли


Памятники, пострадавшим от геноцида:


 


Акты по установлению ущерба,

нанесенному немецко-фашистскими захватчиками Клецкому району:


 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Института истории НАН Беларуси по тематике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

развернуть

Без срока давности. Вадим Жуковский, прокурор Клецкого района

развернуть

Без срока давности. Продолжается возбуждение дел о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны

 Генеральным прокурором в апреле 2021 года возбуждено уголовное дело о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

Начатый Генеральной прокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в лагерях смерти и гетто, проведения карательных операций, уничтожения населенных пунктов вместе с жителями, насильственной депортации для выполнения принудительных работ.

В состав созданной следственной группы Генеральной прокуратуры, также вошли сотрудники прокуратуры Клецкого района и представители Клецкого РОСК.

Прокуратурой района налажено взаимодействие с районным СК, ОВД и местными органами власти в ходе расследования указанного уголовного дела.

В ходе расследования проведены ряд процессуальных и иных действий, связанных с обнаружением неучтенных мест расстрела и захоронений мирных жителей, а также по установлению живых свидетелей и потерпевших от геноцида, защите их прав и законных интересов, увековечению памяти погибших.

Так, проведена работа по установлению фактических мест проживания на территории района бывших несовершеннолетних узников мест принудительного содержания, их допросе.

Прокуратурой района проанализированы архивные сведения о фактах уничтожения населенных пунктов и жителей региона, книги «Трагедия белорусских деревень 1941-1944. Документы и материалы» и «Нацистская политика геноцида и «выжженной земли» в Белоруссии 1941-1944». На основании анализа данных материалов спланированы следственные действия по установления очевидцев и свидетелей, их допросу, уничтожения жителей и сожжения д.Колки и д.Морочь. Установлен и допрошен очевидец тех событий, а также свидетели из числа родственников расстрелянных и спасшихся двух жителей деревни д.Колки.

Так, допрошена в качестве свидетеля очевидец сожжения деревни Ромашко Татьяна Иосифовна, 1932 года рождения, которая пояснила, что осенью 1942 года рано утром немцы вывели жителей деревни, которые не успели убежать в лес, женщин и детей согнали на окраину деревни, мужчин согнали к сараю, где всех расстреляли и подожгли сарай. Она видела, как с другого конца деревни немцы стали поджигать дома и практически вся деревня была в огне.

Также допрошены Колеина Мария Андреевна, 1939 года рождения, дочь Швайко А.П. одного из спасшихся из подожженного немцами сарая с находившимися в нем расстрелянными жителями д.Колки, а также Ромашко Михаил Климович, 1939 года рождения, зять Былина В.В. второго из спасшихся из подожженного немцами сарая. Из показаний Колеина М.А. усматривается, что со слов отца ей известно, что немецкий военные согнали проживавших в деревне мужчин к сараю, подводили к воротам и расстреливали. Его ранили, и после того как немцы подожгли сарай, он вместе с еще одним раненным жителем деревни Былина Виктором, забрались на чердак, и выбрались из горящего сарая.

УСТАНОВЛЕННЫЕ ФАКТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС

В ходе расследования дела по изученным материалам имеющимся в музее ГУО «Заостровечская средняя школа Клецкого района» установлен факт расстрела в лесу рядом с д.Мервины Клецкого района в августе 1941 года 10 жителей и активистов сельсовета. По данному факту допрошено 2 свидетеля. С участием директор учреждения Белаш А.А. проведен осмотр предполагаемого места расстрела.

Согласно полученным сведениям о совершенных предателями и пособниками немцев преступлениям на территории оккупированных районов бывшей Барановичской области, к числу которых относится современный Клецкий район, проводится работа по установлению возможных свидетелей и очевидцев совершенных деяний данными лицами на территории района.

Полученные в установленном порядке доказательства по уголовному делу о геноциде населения Беларуси помогу пресечь появившиеся в настоящее время попытки осквернения истории, умаления подвига советского солдата, оправдания действий фашистов и их приспешников.

Вадим Жуковский, прокурор Клецкого района

свернуть

Гістарычная даведка

развернуть

Клецк быў заняты нямецкімі войскамі 26 чэрвеня 1941 г. З прыходам немцаў на Клеччыну наступілі цяжкія і страшныя часы.

     У Клецку гітлераўцы арганізавалі камендатуру, жандармерыю, паліцыю. Гарнізоны і паліцэйскія апорныя пункты ствараліся ў буйных населеных пунктах: Заастравечча, Сіняўка, Зубкі і інш. Акупанты ўсталявалі жорсткі рэжым, рэжым тэрору і масавых забойстваў мірных жыхароў. У першую чаргу захопнікі знішчалі камуністаў, камсамольцаў, савецкіх актывістаў. Месцамі масавага знішчэння савецкіх людзей былі канцлагеры. У лясніцтве Навінкі, за 12 км ад Клецка, знаходзіўся канцэнтрацыйны лагер. Зняволеныя рамантавалі аўтамагістраль Масква-Брэст. У Клецку на тэрыторыі былога ваеннага гарадка размяшчаўся лагер ваеннапалонных. Палонныя будавалі чыгунку Слуцк-Баранавічы. Лагер ваеннапалонных знаходзіўся і ў Сіняўка. Паводле архіўных дакументах у гэтых лагерах было закатавана і забіта 1273 чалавека.

11 верасня 1942 вёска Колкі была дашчэнту знішчана гітлераўцамі.  Гэта адбылося на досвітку. Многія яшчэ спалі. Толькі дзе-нідзе руплівыя жанчыны пачыналі гаспадарыць на кухні. Яны першыя і пачулі шум матораў. Дарога паміж вёскамі Морач і Колкі была разбітай, гразкай, таму машыны ішлі павольна, часта прыпыняліся. Толькі гэтая акалічнасць і ўратавала частку людзей ад пагібелі. Шум матораў стаў узмацняцца. Учуў яго і Васіль Андрэевіч Рамашка, які, не губляючы часу, пачаў будзіць усіх жыхароў. Людзі пачалі ўцякаць у лес. Неўзабаве гітлераўцы акружылі вёску. Тых, хто не паспеў уцячы, вывелі з дамоў на шырокую вуліцу. Жанчын і дзяцей загналі ў балота. А мужчын, 32 чалавекі, пастроілі ў шарэнгу і пасля непрацяглага допыту пачалі расстрэльваць. Заводзілі па два чалавекі ў гумно, рабілі сваю чорную, справу, а затым заводзілі наступных дваіх. Пасля расстрэлу запалілі гумно і ўсю  вёску. З трыццаці двух расстраляных дваім пашчасціла ўцалець. Калі загарэлася гумно, абодва яны, параненыя, выламілі дзве дошкі ў сцяне, вылезлі ў агарод і за дымам схаваліся.

У гэты час сям’я Максімені, жонка і двое дзяцей, была расстраляна ў сваёй хаце. Яны былі знойдзены карнікамі ў пограбе.

Уцалелыя жыхары вёскі жылі ў лесе, у зямлянках. Стварылі атрад самаабароны. З прыходам на тэрыторыю колкінскага лесу партызанскай брыгады № 18 імя М.В.Фрунзе (студзень 1944 года) атрад самаабароны ўліўся ў склад гэтай брыгады асобным атрадам.

У 1966 годзе на магіле пастаўлены абеліск і стэла з імёнамі загінуўшых.

Адной з самай жудасных праяў акупацыйнага рэжыму быў генацыд у дачыненні да габрэйскага насельніцтва. У Клецкім раёне за гады акупацыі было знішчана звыш 6000 габрэяў (да пачатку Вялікай Айчыннай вайны жыхары габрэйскай нацыянальнасці складалі 70% з агульнай колькасці насельніцтва Клеччыны).

Расстрэлы габрэйскага насельніцтва пачаліся з першых дзён акупацыі. Ужо ў жніўні 1941 г. у в. Заастравечча і Сіняўка былі вынішчаны мясцовыя габрэі.

30 кастрычніка 1941 году каля Пакроўскай царквы г. Клецка было расстраляна больш за 4000 габрэяў (пераважна жанчыны, дзеці, старыя, прадстаўнікі інтэлігенцыі).

Старых жанчын і дзяцей пад канвоем адводзілі партыямі на ўскраіну горада, радамі ўкладвалі ў яму і расстрэльвалі з кулямётаў. Дзяцей калолі штыкамі і жывымі скідвалі ў яму. За адзін дзень у горадзе было знішчана  4 500 чалавек.

Астатнія, каля 1 500 найбольш працаздольных чалавек, былі заключаны ў гета і выкарыстоўваліся на самых цяжкіх працах. 22 ліпеня 1942 г.. было знішчанае гета. Амаль усе яго вязні загінулі ад кулі або згарэлі ў агні. Толькі некаторым пашчасціла ўратавацца.

свернуть

Историческая память: геноцид на Клетчине:

развернуть

Аннотация

Научно-исследовательская работа посвящена вопросу изучения политики геноцида на территории Клетчины. В работе дана общая характеристика политики геноцида, которая проводилась немецкими оккупантами на белорусских землях, прослеживается судьба еврейского народа  в годы оккупации, изложены воспоминания несовершеннолетних узников и тех, кто был угнан на каторжные работы в Германию. В работе также идёт речь о деревне Колки, которая была сожжена в годы Великой отечественной войны 

Введение

За свою многовековую историю Беларусь  неоднократно становилась ареной кровопролитных войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разрушения. Но самые большие потери белорусский народ понес в годы Великой Отечественной войны.          Немецкие захватчики оставили после себя жуткий кровавый след, беды и невиданное разорение. Это был заранее разработанный, обдуманный план геноцида. План  уничтожения людей, разграбления национального богатства страны, ликвидации государственного строя.  Преступления  оккупантов  по своей массовости не знали себе равных.  Но как бы не был велик материальный ущерб, самой болезненной и тяжёлой потерей явилась гибель людей.    

2022 год объявлен в Республике Беларуси Годом исторической памяти. Народ без исторической памяти быстро превращается в толпу, готовую разрушать свои святыни и предавать память своих предков.  

Год исторической памяти — хороший повод показать всему миру объективное отношение общества к историческому прошлому, сохранение и укрепление единства белорусского народа, что белорусы — это народ, который помнит свои подвиги и достижения.

Широкий резонанс в ходе общественных обсуждений проекта изменений и дополнений Конституции получили нововведения, связанные с сохранением исторической памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В Конституции предусматривается не только то, что мы, потомки народа-победителя, но и то, что никогда не должны забывать о тех трагических и героических событиях, которые происходили на нашей земле. Мы не должны допускать никаких фальсификаций на данную тему, а каждый, кто будет подавать историю под выгодным ему ракурсом, понесет ответственность.

Этот постулат закреплен еще в одном важном документе. 5 января 2022 года Президентом страны был подписан Закон «О геноциде белорусского народа». С принятием этого закона интерес к проблематике не исчез, а даже усилился. Теперь о недопущении искажения итогов Второй мировой войны, переписывании исторических фактов, хранении памяти о прошлых событиях и их увековечении будут обязаны заботиться не только историки, музейные сотрудники и другие неравнодушные к прошлому люди, но и все мы, кто называется белорусами.

Актуальность темы: в нашем государстве ведётся активная работа по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа. Сохранение исторической правды – одна из главных направлений государственной политики Беларуси.

Гипотезаесли уроки нацизма усвоят сегодня, то в будущем это поможет избежать стремления  использовать методы человекоубийства для решения различных сложных проблем, избежать роста этнической и религиозной нетерпимости, признаки которой отчетливо видны в современном мире.

Цель исследования: изучить трагические страницы истории Великой Отечественной войны на примере судеб жителей  Клетчины, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции.

Задачи исследования: изучить литературу, материалы архива районной газеты «Да новых перамог», фондов ГУ «Музей истории Клетчины», Интернет-ресурсы; взять интервью у очевидцев событий, обработать и обобщить  собранный материал.  

Объект исследовании: геноцид

Субъект исследования: реализация политики геноцида на Клетчине

Методы исследования: поисковый метод, метод анализа (отбор материалов), технический (работа с компьютером), интервьюирование.

Для проведения исследования были использованы материалы  фондов ГУ «Музея истории Клетчины», информация из историко – документальной хроники городов и районов Беларуси «Память», Интернет-ресурсы, архивы газеты «Да новых перамог», материалы из Академии  управления при Президенте Республики Беларусь. 

 

Глава I. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

  • Без срока давности

С первых дней оккупации в Беларуси проводилась политика геноцида-планомерное уничтожение целых групп населения по тем или иным мотивам: из-за принадлежности к советским активистам, коммунистам, евреям и т.д. Для реализации этого плана гитлеровцы использовали целую систему мер: заложничество, облавы, погромы, тюрьмы, карательные операции, лагеря смерти и др. Каратели уничтожали гражданское население и военнопленных. Огнем, виселицами, тюрьмами фашисты стремились в корне задушить борьбу, уничтожить все патриотические силы. Политика геноцида сочеталась с тактикой «выжженной земли».

Из уроков истории я знаю, что в пределах республики было организовано 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений, из которых мало кто вернулся живым. Узников держали под открытым небом, морили голодом, заражали инфекционными болезнями, пытали. В Минске и его окрестностях было расположено 5 таких лагерей, один из которых – Малый Тростенец – по количеству уничтоженных людей стоял на третьем месте после Освенцима и Майданека. Концентрационный лагерь был создан осенью 1941 года. Название «Тростенец» объединяет несколько мест массового уничтожения людей: урочище Благовщина-место массовых расстрелов; собственно лагерь-рядом с деревней Малый Тростенец в 10 км от Минска по Могилевскому шоссе; урочище Шашковка-место массового сожжения людей. Всего в Тростенце фашисты замучили, расстреляли, сожгли свыше 206 500 граждан. Расстреливали около заранее подготовленных длинных рвов, трупы закапывали и утрамбовывали гусеничным трактором. Накануне наступления советских войск гитлеровцы практиковали создание на переднем крае своей защиты специальных лагерей смерти, в которых размещали инфекционных больных с целью массового распространения тяжелых заболеваний среди населения и частей Красной Армии.

На территории Беларуси было более 100 гетто, в которые гитлеровцы согнали сотни тысяч евреев, как жителей республики, так и евреев из Польши, Чехословакии, Австрии, Франции, Голландии, Венгрии, Германии и других стран. Территория гетто была ограждена высокой сеткой колючей проволоки и охранялась. Сюда фашисты согнали около 10 тысяч человек еврейской национальности. Оккупанты издевались над заключенными, грабили их, мучили, кололи штыками, бросали живыми в огонь. Осужденных на смерть заставляли петь песни, танцевать, а потом расстреливали. У гетто было скучено, грязно, голодно. Погромы шли один за другим. До августа 1941 года осталось около 85 тысяч человек, а к лету 1942 г. фашисты уничтожили практически всех. Впечатляют цинизм и равнодушие, с которыми фашисты вели подсчет погубленных ими людей. 31 июля 1942 года генеральный комиссар Кубе докладывал рейхскомиссару «Остланда» Лёзе: «За последние десять недель в Беларуси ликвидировано около 55 тысяч евреев. В Минской области евреи полностью уничтожены"». Так было по всей Беларуси. 21-23 октября 1943 года было совершено одно из самых кровавых преступлений фашизма-массовое уничтожение евреев в минском гетто и в Тростенецком лагере смерти, где погибло почти 100 тыс. человек [6].

Концлагеря, тюрьмы, гетто действовали практически в каждом районе Беларуси. Постепенно процесс уничтожения своих жертв гитлеровцы механизировали: отравляли людей выхлопными газами в специально приспособленных для этого автомобилях – “gaswagen” (душегубках). Перед посадкой в фургон, людям приказывали сдать все ценные вещи и одежду. После этого двери закрывались, и система подачи газа переключалась на выпуск. Для того, чтобы не вызвать преждевременно страха у жертв, в фургоне имелась лампочка, которая включалась, когда дверь закрывалась. После этого водитель включал двигатель на нейтральной передаче примерно на 10 минут. После того как движение в фургоне останавливалось, трупы отвозили к месту кремации (захоронения) и выгружали.

             Неслыханные зверства совершали оккупанты над партизанами и мирным населением. Под видом борьбы с партизанами они провели более 140 карательных экспедиций, в ходе которых целые районы Беларуси превращались в зоны пустыни. 22 марта 1943 года были сожжены 149 жителей, включая 76 детей, деревни  Хатынь Логойского района Минской области. За годы оккупации в Беларуси вместе с жителями сожжено 628 деревень, 186 из которых так и не восстановлены после войны.

Жертвами немецко-фашистской «политики геноцида и выжженной земли» стала четверть населения Беларуси. Всего в республике было уничтожено более 2 млн. 200 тыс. человек.

Политика колонизации и геноцида включала и насильственный вывоз советских людей на каторжные работы в Германию. Отправка белорусского населения носил массовый, планомерный характер и имела определенные цели. На Нюрнбергском судебном процессе над немецкими военными преступниками был представлен гитлеровский секретный меморандум от 12 мая 1944 года, в котором прямо отмечалось, что «намечена отправка из Беларуси в Германию 40-50 тыс. подростков в возрасте от 10 до 14 лет имеет цель не только предотвратить укрепление военной силы врага, но также сократить его биологический потенциал в будущем” [6]За время оккупации из Беларуси было вывезено 380 тыс. человек, включая более 24 тыс. детей. Вернулось же домой после победы около 120 тыс. человек.           Стремясь духовно поработить народ, гитлеровцы разграбили все ВУЗы, НИИ, АН БССР, Белорусский государственный исторический музей, государственную картинную галерею, уничтожили тысячи памятников древности, истории, культуры, архитектуры Беларуси, разрушили музеи, театры, клубы, более 7 тыс. школьных зданий и т.д. Жертвами немецко-фашистской "политики геноцида и выжженной земли” стала четверть населения Беларуси. Всего в республике было уничтожено более 2 млн.  200 тыс. человек [10].

 

1.2 Закон «О геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

По инициативе Генеральной прокуратуры Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в январе 2022 г. принят Закон «О геноциде белорусского народа».

   Он направлен на дальнейшее законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, недопущение реабилитации нацизма, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, противодействие неонацистским проявлениям в современном белорусском обществе. В преамбуле отмечается, что Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Он направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачу справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.           Впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период. В статье 1 Закона устанавливается, что совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа [4].

Факты геноцида белорусского народа военного и послевоенного периодов не в полной мере известны современному поколению, что создает питательную среду для возрождения идей неонацизма, противоправной деятельности под символикой нацистских пособников.          Кроме того, законом введена уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, в том числе через размещение информации в средствах массовой информации либо в Интернете.

Закон «О геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»-конкретный юридический, политический и моральный акт, направленный на увековечение памяти о жертвах геноцида  белорусского народа.

 

Глава II.Геноцид на Клетчине

2.1. Евреи Клецка, их сопротивление и уничтожение

Клецк был занят немецкими войсками 26 июня 1941 года. С приходом немцев на Клетчину наступили тяжёлые и страшные времена.

В Клецке гитлеровцы организовали комендатуру, жандармерию, полицию. Гарнизоны и полицейские опорные пункты создавались в крупных населенных пунктах: Заостровечье, Синявка, Зубки и др. Оккупанты установили жесткий режим, режим террора и массовых убийств мирных жителей. В первую очередь захватчики уничтожали коммунистов, комсомольцев, советских активистов. Местами массового уничтожения советских людей были концлагеря. В лесничестве Новинки, в 12 км от Клецка, находился концентрационный лагерь. Заключенные ремонтировали автомагистраль Москва-Брест. В Клецке на территории бывшего военного городка располагался лагерь военнопленных. Пленные строили железную дорогу Слуцк-Барановичи. Лагерь военнопленных находился и в Синявке. Согласно архивным документам в этих лагерях было замучено и убито 1273 человека  [2].

Одним из самых ужасных проявлений фашистского  оккупационного режима был геноцид в отношениях к еврейскому населению. По указанию Гитлера летом 1941 года началась разработка планов «окончательного решения еврейского вопроса». Это означало уничтожение всех евреев. По информации начальника 4-го отдела гестапо Альфреда Эйхмана, которому Гитлер поручил проведение в жизнь этой программы, было убито 6 миллионов евреев, что составляло третью часть евреев всего мира [1].

В 1941 году в Клецке проживало 10000 человек, 70% из них составляли евреи.  В городе было 5 еврейских школ с обучением на иврите, известная иешива, переехавшая из г.Слуцк после установления там советской власти. Еврейское население в основном занималось ремеслами (40%) и торговлей (30%). Остальное еврейское население было занято в промышленности и на транспорте. Еврейская община города Клецк, просуществовавшая 500 лет, прекратила существование 22 июля 1942 года.        Со вступлением немцев в город начался террор против евреев и их мобилизация на самые тяжелые работы. Недалеко от города находились военные казармы, и туда пригоняли евреев, заставляя их чистить конюшни. Парней, которые не справлялись с тяжелой работой или пытались бежать, расстреливали.         Комендантом города был офицер СС Кох, а его заместителем - Нойман. Они управляли работой садистскими методами и, посещая места работ, забивали работавших до смерти резиновыми дубинками.  Из архивных материалов районной газеты «Да новых перамог» я узнал  о том, что вышел приказ, в соответствии с которым евреи должны были носить желтую звезду на груди и на спине.          Евреям было запрещено ходить по тротуарам, и они обязаны были снимать шапку перед каждым немцем. Аресты и убийства евреев проводились ежедневно. Кроме всего прочего на евреев накладывалась контрибуция: требовали деньги, золото, ювелирные изделия, одежду, мыло [2].

Накануне еврейского нового года евреям приказали снести с центра рынка все лабазы. На этой работе было занято 75 евреев. Каждый день эта группа выходила на работу, а Кох и Нойман безжалостно избивали работающих. Люди буквально умывались кровью. Чтобы как-то задобрить этих двух извергов, еврейский совет собирал золото, ювелирные изделия и передавал им.       Особая казнь была уготовлена женщине, которая забыла надеть желтую звезду. Сперва её увели в полицию, затем офицер СС Нойман отвел ее в песчаный карьер за городом и застрелил.

Работая с  архивными материалами в ГУ «Музей истории Клетчины»,  я узнал о страшном дне для евреев- «чёрной  пятнице»-24 октября 1941 года.

Этот день стал прологом к массовому уничтожению евреев, которое произошло через неделю - 30 октября. В этот день утром по приказу немецкого коменданта еврейский совет должен был направить в полицию 34 еврея. Им было сказано, что они должны собирать картофель для жителей города. Эти люди были задержаны до вечера. Затем их отвезли на грузовике к кладбищу на Несвижской улице на окраине города.

В книге «Память. Клецкий район» я обратил внимание на воспоминание Гриши Гольдберга (Гонтович), который  записал в своем дневнике "Моя жизнь с 1939 по 1947 гг.»  свидетельство 17-летнего младшего брата, которого заставили в тот день сначала рыть яму, а затем засыпать ее. «Немецкие садисты схватили меня в 2 часа. Забрали в комендатуру, где уже находилась группа из 36 евреев, которых беспощадно били. В 4 часа нас посадили в грузовик с немецкой охраной и отвезли в направлении кладбища. Там есть большой овраг. Вдруг я услышал дикий крик: «Слезть с машины, проклятые евреи!». Вывели из группы шестерых, в том числе и меня. Дали нам лопаты и приказали: «В течение часа выкопать яму для вас, евреи!». Мы начали копать. Когда мы закончили, они приказали 36 евреям: каждым пяти человекам выйти вперед, раздеться и сложить одежду по кучкам: ботинки, брюки и рубашки. Кто не выполнял всего этого в точности, того били. После того, как они разделись, им приказали ложиться лицом к земле. Мы стояли и видели это. Я покрылся холодным потом. Один из убийц подошел с пистолетом, встал на тело первого и выстрелил ему в голову. И так он расстрелял всю группу. Мы шестеро должны были опустить тела в яму и уложить их одно возле другого. Так они уничтожили всю группу. Мы ничем не могли им помочь. Затем мы засыпали яму с расстрелянными, часть которых была убита, а часть только ранена. Нас били резиновыми палками, чтобы ускорить работу. Нам они сообщили, что оставят нас в живых. Я с большим трудом побежал домой и едва нашел свой дом" [3].           Сведения о гибели группы евреев быстро распространились по городу. Тревога охватила всех. Все поняли, что это только начало. Люди начали думать о спасении, но пути для этого были очень ограниченные. Первую акцию по массовому уничтожению клецких евреев ждать долго не пришлось. Евреи уже поняли, что они приговорены к смерти. 26 октября 1941 года всех евреев обязали зарегистрироваться на бирже труда. Поползли слухи, что в районе казарм, недалеко от песчаного карьера, будет создано гетто. Люди начали приводить в порядок свой скудный скарб. Многие продавали оставшиеся у них вещи соседям - христианам в надежде на то, что вскоре им удастся их вернуть. А немцы уже готовили ямы для последующего расстрела, но о предстоящей трагедии думать не хотелось.

29 октября был отдан приказ всем евреям  явиться назавтра, к шести часам утра, на базарную площадь без вещей. Все, кто был  на работах за городом также должны были вернуться домой и явиться утром на площадь. Несмотря на то, что слухи об этой акции ходили еще и раньше, сам приказ оказался неожиданным. Люди почувствовали неизбежную опасность.

Когда евреи пришли на базарную площадь, немцев не было видно. Вдруг со всех сторон появились грузовики с литовскими солдатами, окружившими площадь. Началась паника, что даже солдаты не могли навести порядок. Было создано две большие группы: одна около 4000 человек, и она осталась на рынке; вторая группа, около 2000 человек, была отведена  в здание большой синагоги. В этой группе были собраны все ремесленники (специалисты) и рабочие предприятий города. У входа в синагогу стоял комендант Кох и проводил вторичную селекцию. Он отобрал около 500 человек, в основном стариков, и вернул их на рынок. Оставшихся 1500 евреев затолкали в синагогу и заперли там [9].

Оставшиеся на рынке евреи были окружены солдатами, расположившимися на  бронемашинах. Людей начали уводить с рынка - по 100 и более человек. Вели их в сторону  кладбища, что недалеко от казарм. Там уже были приготовлены ямы, выкопанные накануне местными жителями. Людям приказали раздеться. Их обыскали в поисках денег, золота и ювелирных изделий. Потом загнали в ямы и приказали лечь лицом вниз затем стреляли в них. Стрельба и крики были слышны далеко. Засыпали землей всех -и мертвых и тех, кто был только ранен...

Сегодня на месте их гибели поставлен памятник (Приложение 1)

Во время работы с материалами ГУ «Музей истории Клетчины»  я узнал о том, что судьба закрытых в большой синагоге евреев была другая. Их переселили в гетто. Настроение было очень тяжелое, и вместе с тем теплилась надежда на спасение. Была создана подпольная молодежная организация, принявшая решение преодолеть заграждения, бежать из гетто и влиться в состав партизан.

22 июля 1942 г., узнав о предстоящей новой репрессии, евреи сами подожгли свои дома, топорами порвали колючую проволоку, стягивавшую гетто, и начали убегать. 1100 человек из них погибли во время пожара в гетто или были расстреляны немцами при попытке побега. На месте второго еврейского расстрела был установлен памятник (Приложение 2).

Массовые расстрелы еврейского населения были произведены в деревнях Синявка и дер. Заостровечье, в результате которых погибло еще 400 невинных жертв.

В деревне Синявка установлен памятник узникам синявского гетто, расстрелянным в 1943 году (Приложение 3).

После освобождения Беларуси Чрезвычайная районная комиссия по установлению и расследованию преступления немецко-фашистских захватчиков в своём Акте от 20 апреля 1945 года зафиксировала факты массового уничтожения еврейского населения в Клецке и других населённых пунктах района [1] (Приложение 4).

 

 2.2. Родная сестра Хатыни

Трагедия Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов. Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумаемся: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.  В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов. 

Из беседы с сотрудником ГУ «Музей истории Клетчины»  А.К. Байрошевской, я узнал о том, что деревня Колки, которая раскинулась на живописном берегу реки Морочь, повторила судьбу Хатыни. 

 Во время шведского нашествия в  1706 году её полностью сожги, а всех жителей убили и закопали на берегу реки, где и до сегодняшнего дня сохранились курганы.  Одному жителю удалось спастись. Он вырыл себе землянку. И он был среди лесов и болот один, как «кол». Вот от этого «кол» и пошло название деревни Колки.

Второй раз деревню сожгли во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики. 11 сентября 1942 деревня Колки была дотла уничтожена гитлеровцами.  Это произошло на рассвете. Многие еще спали. Только кое-где прилежные женщины начинали хозяйничать на кухне. Они первые и услышали шум моторов. Дорога между деревнями Морочь и Колки была разбитой, грязной, поэтому машины шли медленно, часто приостанавливались. Только это обстоятельство и спасло часть людей от гибели. Шум моторов стал усиливаться. Учуял его и Василий Андреевич Ромашко, который, не теряя времени, начал будить всех жителей. Люди начали убегать в лес. Вскоре гитлеровцы окружили деревню. Тех, кто не успел убежать, вывели из домов на широкую улицу. Женщин и детей загнали в болото. А мужчин, 32 человека, выстроили в шеренгу и после недолгого допроса заводили по два человека в сарай и там расстреливали [5]. После этого подожгли сарай, и всю деревню. Из 32 расстрелянных двоим всё же удалось уцелеть. Когда загорелся сарай, они, тяжело раненные, выломали доски в стене, вылезли в огород и спрятались за дымом, который покрывал всю деревню.

В это время семья Максимени, жена и двое детей, была расстреляна в своем доме. Они были найдены карателями в погребе.

 Уцелевшие жители деревни жили в лесу, в землянках. Создали отряд самообороны, который в январе 1944 года влился в партизанскую бригаду №18 имени  М. Фрунзе. В декабре 1943 года два отряда этой бригады передислоцировались в Клецкий район. Местом их размещения были деревни Колки и Морочь. Отсюда партизаны наносили удары по вражьим гарнизонам. которые охраняли железную дрогу Барановичи- Лунинец и шоссейную дорогу Москва-Брест на участке Копыльского и Клецкого  районов.

В 1966 году на могиле поставлен  памятник мирным гражданам- жертвам фашистских оккупантов (Приложение 5).

После Великой Отечественной войны деревня Колки отстроилась.

Из материалов интернета я узнал о том, что местные жители не забывают эту трагедию. За памятником  ухаживают учащиеся, к дате жестокой расправы всегда готовятся памятные мероприятия. Ещё живёт свидетельница страшных событий 11 сентября 1942 года Ромашко Татьяна Иосифовна, которая делится с учащимися своими воспоминаниями (Приложение 6).Мне тогда было 10 лет. Немцы согнали всех жителей Колок в одно место – на высокую горку, которая здесь была когда-то. Женщин с детьми затолкали в одну из хат, куда перед этим натаскали соломы. Среди тех, кто попал внутрь, оказались я с мамой и моя тётя с тремя своими ребятами. Мы видели, как горят другие дома, что пламя подбирается.

Нам все-таки удалось выбраться. Немцы нас заметили, но не тронули, сказали идти в другую деревню. Мы не послушали, и спрятались в лесу. А каратели тем временем окружили горящую деревню пулеметами и готовились расправиться с оставшимися мужчинами и женщинами. Ставили в шеренгу по два. Позже, когда мы вернулись, то увидели то, что осталось от деревни – дымящиеся останки домов.

Сгорела и местная церковь. Свидетельницей расстрела земляков стала одна из молодых женщин, которая спряталась со своим 2-недельным малышом. Она видела, как погиб ее муж. По рассказам, мужчин по одному заводили в сарай и убивали. Двух из них только ранили, они смогли выбраться и укрыться» [5].

Татьяна Иосифовна сообщила, что в тот день потеряла своего дядю. Сама она с мамой потом нашла приют у близких в Морочи. Когда деревня начала отстраиваться, вернулась на малую родину.

Нам, наследникам Великой победы, нужно понимать, что ужасы войны ушли в прошлое. Необходимо помнить всегда, что деревня Колки по своей страшной исторической судьбе – родная сестра Хатыни.

 Глава III. Воспоминания очевидцев                                                                   

  3.1 Малолетние узники

Есть на земле места, которые являются символами страдания и жестокости. Это - концлагеря, лагеря смерти. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели - полному истреблению людей. 

В Клецкой районной организации ветеранов, председателем которой является Ефимчик Валентина Ивановна,  я узнал, что в городе Клецке проживает четыре несовершеннолетних  узника, в районе – 5.

 Я встретился с Сафроновской Евгенией Александровной, которая стала малолетней  узницей немецкого концлагеря, когда ей было  всего два года (Приложение 7).

   Со слов матери она рассказала  о том страшном времени.

«Наша  семья жила в деревни Пупеники Слуцкого района.  В годы войны  здесь находилась партизанская зона. А около Уречья немцы на поле  построили аэродром. Кто-то, видимо партизаны, взорвал самолёт. И тогда немцы решили наказать всю деревню: они полностью  её сожгли.  Жителей, кто в чём был одет,  это был декабрь месяц,  погрузили на машины. Привезли к ямам, где убивали евреев. Все попрощались друг с другом. И вдруг со стороны Слуцка приехали немцы на мотоциклах, а за ними грузовые машины,  в которые загрузили людей и повезли на железнодорожный вокзал в Слуцк. Там всех посадили в вагоны и отправили в Германию. Лагерь находился около французской границы. Там были люди различных национальностей.  У матерей отбирали детей и отвозили их в город, где  у них брали кровь.  Потом приехали в лагерь «купцы» и начали отбирать себе  людей для работы в сельском хозяйстве. Мы попали к хозяйке по имени Эльза. Она издевалась над нами, била, не давала есть. А потом перевели к другому хозяину. Он оказался хорошим человеком. У его было много детей. За один стол садились все работники и семья хозяина.

     Освободили нас американцы. Они уговаривали остаться в Германии: «Будете жить хорошо и получать хорошую зарплату». Но ни кто не согласился, все хотели поскорее вернуться домой».

(Приложение 8) Жванский  Антон Альбертович начало войны не помнит, потому что был совсем маленький (родился в 1942 году), но из рассказов матери вспоминает:

«Когда началась война, всех начали призывать на фронт, но отец на фронт не попал. А когда пришли немцы в деревню, он  вместе с другими ушёл в лес.

Там организовали партизанский отряд, мама была связной. В деревне пекли хлеб, собирали продукты для партизан. Когда партизаны пришли в деревню, одна женщина сказала об этом немцам. Начался бой. Папа приказал всем уходить в лес, а сам остался прикрывать. А когда немцы окружили его, папа подложил под себя гранату и взорвался. Нас мамой забрали в Германию в концлагерь. Взрослых  гоняли на работу, а дети сидели за колючей проволокой. Наш лагерь освободили англичане, и мы уехали домой. Но дома не было, его сожгли немцы. Соседка впустила нас жить в подвал. Еды никакой не было, ходили собирать мёрзлую картошку по полю. Затем начали строить маленькую избушку. Я пошёл учиться в школу.  После окончания школы  началась служба в армии, после которой вернулся в свою деревню и начал работать водителем».

  (Приложение 9) Уже несколько лет назад ушла из жизни Любивая Надежда Степановна. Она   была не только несовершеннолетним узником, но и работала в немецкой семье. Учащиеся нашей школы встречались с ней, записали её воспоминания. В своей работе я решил использовать сохранившийся материал.

Любивая Надежда Степановна вспоминала:

 «Я до конца своих дней не забуду, как молодёжь угоняли в Германию: крики, плачь, попытки побега. Однажды два полицая вели мимо дома мальчишку-подростка, босого, руки за спиной были связаны. Он как-то изловчился, вырвался, от своих мучителей и побежал. Полицаи открыли стрельбу. Это не возможно стереть из памяти. Меня тоже вывезли в Германию. Сначала я попала в концлагерь в Штетине. Нас  отправили в помещение, где, видно, стоял скот. Там были трёхэтажные нары, на которые всех укладывали  поперёк. Нам было страшно. Мы были настолько грязные,  чумазые и голодные, что не походили на людей. Переночевали мы двое суток и повезли нас  во Франкфурт – на – Одере. Там поселили  в бараки  длинною  100-120- метров. В этом лагере были и итальянцы,  и французы, немного поляков, латышей, литовцев. Я думаю, что это был международный концлагерь. Здесь мы как могли держались вместе, поддерживали друг друга. Давали нам раз в сутки супчик и кусочек хлеба. Мы были очень отощавшие. В лагере были и взрослые. Иногда мужчины,                                                          жалея нас, давали маленькие кусочки сахара, видимо со своего пайка. Прожили мы там месяца четыре.                                                                                          

Потом приходили какие-то мужчины и говорили: «Напишите письма домой.    Мы передадим». Дело в том, что из концлагеря кто- то убегал. Я на коробочке из  под сигарет написала адрес и слова «Мама. Ты не плач». Потом приехали немцы и начали отбирать людей, среди них оказалась и я. Завезли нас в немецкую деревню около  Гамбурга. Всех  выстроили. Приходили немки и стали нас покупать. За ребят платили пять марок, три марки. Я и ещё одна девочка были настолько худенькие, что никто не хотел нас брать. А потом сговорились и продали нас за одну марку. Забрала нас хозяйка. Никто в немецкой семье по имени меня не называл. Хозяйство было большое. Я выполняла все домашние работы. Хозяйка меня часто била, так как я физически не могла всё делать. Освободили нас английские войска и передали советским. Привезли в  город Щетин. Меня и подругу Аню Денисову оставили при штабе, так как был красивый почерк,  где мы  пробыли 9 месяцев. Домой я приехала в марте 1947 года».

Надежда Степановна  посвятила ряд стихотворений  истории своей жизни. Вот одно из них.

О братья, узники,  крупнопанельных блоков,

Упало небо на заплёванный асфальт.

Бежали с плена мы под тенью веток,

Где в храме зелени играла скрипка альт.

Прославили  деревья мы в любое время года.

В них всё: гармония от корня до коры.

Дарила нам волшебная природа

Ещё один секрет божественной игры.

Работая над данной темой, собирая сохранившийся материал, я отдаю дань памяти всем тем, кто  вытерпел все ужасы плена и выжил или погиб в застенках концентрационного лагеря.

 3.2 На каторгу в Германию

Вывоз людей на фашистскую каторгу явился частью оккупационного режима  и имел целью получить дешёвую рабочую силу. К использованию трудовых резервов Беларуси гитлеровцы приступили с первых дней оккупации. Из Акта   Чрезвычайной районной комиссии стало известно, что за годы войны в Германию принудительно было вывезено 903 человека [7,284]. (Среди них уроженец деревни  Машуки Клецкого района Иван Семёнович Мурашко (Приложение 10).

Дочь, Кишко Елена Ивановна, вспоминает рассказы отца: «Отцу  было 20 лет, когда началась Великая Отечественная война. Отца ещё не успели призвать на фронт, как район был оккупирован немцами. Через несколько дней его вызвали в деревню Синявка для прохождения регистрации. Собрали там много молодёжи, погрузили на машины и повезли на станцию в Барановичи. Затем всех загнали  в эшелоны поезда. Два дня стояли в тупике  под охраной немцев. Наверное, эшелон был не полностью загружен.

Потом повезли. Никто не знал куда. Везли несколько дней. Прибыли в один из городов Германии. Там эшелон разгрузили и всех привели на площадь. К этому времени там уже появились «купцы». Они выбирали рабочую силу. Но меня никто не взял.

Всех оставшихся, в том числе и моего отца, под конвоем повели от одного населённого пункта к другому, спрашивая у хозяев: «Не нужны ли работники?». Хозяева интересовались, кто что  умеет делать? Так шли они  три дня. Дорога была длинной и тяжелой, есть почти не давали, люди сильно голодали и едва переставляли ноги. На третий день они подошли к немецкой семье, во дворе которой хозяйка доила корову. «Кто умеет доить корову, тот останется у нас за работника»- сказала она. Отец никогда не занимался этим, всё делала дома мама. Но он настолько сильно хотел есть, что едва стоял на ногах. «Я же видел,  как это делает мама. Разве я не справлюсь?» - подумал отец и его оставили в этой семье. В немецкой семье проживало  5 человек: хозяин был инвалидом, всё время ходил с палочкой, его жена и трое дочерей. Сыновья были на фронте. Отец не только доил коров, но и выполнял различные домашние работы, работал в поле. У хозяина земля была занята зерновыми, огородом, садом.  И полол, и окучивал и убирал. Кормили плохо. Утром – 100 грамм чёрного хлеба, в обед картошку пареную давали. Потом стали давать капусту, кислое молоко. В поле не вырвешь ни огурца, ни яблока. Смотрителей не было, но была такая дисциплина, что пускай валяется под ногами, но брать было нельзя.

И вот так шёл день за днём. Но однажды, отец очень сильно поссорился с хозяином  (даже взял его за грудки) и тот вызвал полицию. Отца посадили в тюрьму. После - работал на одном из немецких заводов. В 1945 году его освободили войска Красной Армии и отец вернулся на свою Родину. Но непосильный труд, голод подорвали его здоровье».

 

 

 

Заключение

          Документально установлено, что в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР проводилась планомерная политика уничтожения мирного населения путем массовых убийств, умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на его физическое истребление, осуществлялись карательные операции, насильственная депортация для выполнения принудительных работ, создавались места принудительного содержания населения, концентрационные лагеря и лагеря смерти, практиковались чудовищные медицинские опыты, в том числе над несовершеннолетними.

         Год исторической памяти призван привлечь внимание общественности, широких слоев населения к вопросам прошлого, в первую очередь к истории Великой Отечественной войны.

В ходе своего исследования я  пришёл к следующим выводам:

- геноцид – это преступление против человечества, он становится возможен в наши дни из-за подмены социальных ценностей;

- противостоять фашизму можно следующими мерами:

1) не должны подвергаться пересмотру и переоценке итоги Второй мировой войны;

2) воспитание патриотизма и толерантности;

3) правовое регулирование (контроль правоохранительными органами соблюдения норм Конституции, регулирующих межнациональные отношения);

4) противостояние информационной войне агрессора посредством правдивого информирования граждан о процессах, происходящих в мире и их возможных последствиях

 

Материалы работы могут быть использованы при проведении вечеров памяти, на классных и информационных часах, на уроках по истории Беларуси.

свернуть

Холокост в Клецком районе

развернуть

Холокост в Клецком районе

 

Холокост в Кле́цком районе — систематическое преследование и уничтожение евреев на территории Клецкого района Минской области оккупационными властями нацистской Германии и коллаборационистами в 1941—1944 годах во время Второй мировой войны, в рамках политики «Окончательного решения еврейского вопроса» — составная часть Холокоста в Белоруссии и Катастрофы европейского еврейства.

Из административного распоряжения № 1 командующего тылом группы армий «Центр» генералафон Шенкендорфа от 7 июля 1941 года:

«III. Отличительные знаки для евреев и евреек 1. Все евреи и еврейки, находящиеся на занятой русской территории и достигшие 10-летнего возраста, немедленно обязаны носить на правом рукаве верхней одежды и платья белую полосу шириной в 10 см с нарисованной на ней сионистской звездой или же жёлтую повязку шириной в 10 см. 2. Такими повязками обеспечивают себя сами евреи и еврейки. 3. Евреев категорически запрещается приветствовать. Нарушители будут строжайше наказываться местным комендантом по месту жительства».

Геноцид евреев в районе

Клецкий район был полностью оккупирован немецкими войсками в июне 1941 года, и оккупация продлилась более трёх лет — до июля 1944 года .Нацисты включили Клецкий район в состав территории, административно отнесённой в состав генерального округа Белорутения рейхскомиссариата Остланд.

Вся полнота власти в районе принадлежала зондерфюреру — немецкому шефу района, который подчинялся руководителю округи — гебитскомиссару. Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из белорусских и польских коллаборационистов.

Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск ССайнзатцгруппызондеркомандытайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.

Памятник евреям Синявки

Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» (так гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) повторялись множество раз во многих местах. В тех населенных пунктах, где евреев убили не сразу, их содержали в условиях гетто вплоть до полного уничтожения, используя на тяжелых и грязных принудительных работах, от чего многие узники умерли от непосильных нагрузок в условиях постоянного голода и отсутствия медицинской помощи[8].

За время оккупации практически все евреи Клецкого района были убиты, а немногие спасшиеся в большинстве воевали впоследствии в партизанских отрядах. В гетто Клецка узники организовали сопротивление и подняли одно из наиболее крупных восстаний в гетто на территории Белоруссии.

Гетто

Оккупационные власти под страхом смерти запретили евреям снимать желтые латы или шестиконечные звезды(опознавательные знаки на верхней одежде), выходить из гетто без специального разрешения, менять место проживания и квартиру внутри гетто, ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, находиться на территории парков и общественных мест, посещать школы[11][12].

Реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, немцы создали на территории района 4 гетто.

  • В двух гетто города Клецк(сентябрь 1941 — 22 июля 1942) были замучены и убиты около 7000 евреев.
  • В гетто деревни Синявка(лето 1941 — август 1943) были замучены и убиты 920 евреев.

Гетто в Заостровечье

Деревня Заостровечье была захвачена немецкими войсками 24 июня 1941 года. После оккупации немцы, реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, организовали в местечке гетто.

Местных жителей немцы не трогали, но систематически убивали евреев. С целью поиска и поимки евреев немцы даже ездили по лесам.

В августе 1941 года в местечко приехал отряд карателей из Барановичей. Они пошли по домам с заранее составленными местными полицейскими списками и согнали всех евреев на базарную площадь. Местным жителям-неевреям приказали прийти и смотреть на происходящее — и на их глазах евреи были расстреляны. После убийства немцы уехали, а полицейские заставили местных крестьян выкопать яму и на телегах свезти туда тела убитых и закопать, причем многие евреи были ещё живыми. Во время этого расстрела были убиты 86 евреев из 18 семей.

Такие расстрелы евреев в центре деревни происходили неоднократно. В том же 1941 году на площади немцы расстреляли ещё 50 евреев. Нескольких мужчин заставили выкопать за деревней яму и свезти туда убитых. Затем были схвачены ещё 50 человек и закопаны живыми.

Последних евреев в Заостровечье убили в июне 1942 года. Вместе с ними привезли и расстреляли евреев из деревеньУзногаСтаросельеОстровчицы.

Убитым евреям в Заостровечье установлен памятник.

Организаторы и исполнители убийств

Комендант Клецка Кох, заместитель коменданта жандармерии Нойман, жандармы Зингер, Пайхилен и Кноль, комендант немецкой полиции в Кунцевщине лейтенант Ничь

Случаи спасения и «Праведники народов мира»

В Клецком районе два человека были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильскогомемориального института «Яд Вашем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны». Это Василевские Иван и Зинаида — за спасение Левиной (Ботвинник) Елизаветы в деревне Каплановичи.

Память

Опубликованы неполные списки жертв геноцида евреев в Клецке и Клецком районе.

Два памятника убитым евреям установлены в Клецке. Также символический памятник евреям Клецка установлен на мемориальном кладбище в Холоне в Израиле.

На окраине деревни Нарешевичи Синявского сельсовета установлен памятник евреям Синявке

Памятный знак жертвам геноцида евреев стоит в Заостровечье.

свернуть

Геноцид населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны

развернуть

 

Название

Дата уничтожения

Количество домов до войны

Количество людей до войны

Разрушено домов

Убито людей

1

Колки

сентябрь 1942

100

472

94

32

2

Морочь

март 1944

240

1086

203

2

свернуть