Классному руководителю

Классному руководителю о половой неприкосновенности детей и подростков

развернуть

Рекомендации по выявлению жертв насилия

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.

Внешний вид детей:

- припухлые, "заспанные" глаза;

- бледное лицо;

- сосание пальцев, раскачивание;

- синяки на теле;

- переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.

Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Поведение пострадавших детей:

- неожиданная смена настроения;

- приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);

- ребенок разговаривает сам с собой;

- игра в воображаемом мире;

- повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки;

- хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;

- чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;

- нежелание идти домой, бродяжничество.

Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):

- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;

- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;

- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;

- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;

- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;

- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.

Главными последствиями насилия являются:

 - виктимность - избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;

немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости - в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;

- трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в школе такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;

эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;

- задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;

- тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);

- низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;

- вызывающее и эксцентричное поведение - заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым -путём;

- недоверие к людям.

свернуть