Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Клецкая средняя школа №1»
Рекомендации по выявлению жертв насилия
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Внешний вид детей:
- припухлые, "заспанные" глаза;
- бледное лицо;
- сосание пальцев, раскачивание;
- синяки на теле;
- переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Поведение пострадавших детей:
- неожиданная смена настроения;
- приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
- ребенок разговаривает сам с собой;
- игра в воображаемом мире;
- повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки;
- хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
- чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
- нежелание идти домой, бродяжничество.
Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.
Главными последствиями насилия являются:
- виктимность - избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;
немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости - в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;
- трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в школе такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
- задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;
- тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
- низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
- вызывающее и эксцентричное поведение - заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым -путём;
- недоверие к людям.
свернуть