Классы профессиональной направленности

В 2024/2025 учебном году на базе Х класса организовано профильное обучение в педагогической и инженерной группах.

На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Математика», «Физика», «Русский язык», «Английский язык», «Химия», «Биология».

Организовано изучение факультативных занятий в педагогической группе «Введение в педагогическую профессию», в инженерной группе - «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию»

Данные факультативные занятия являются обязательными и направлены на развитие у учащихся мотивации к педагогической и инженерной деятельности.

План работы профильной группы инженерной направленности в рамках дорожной карты по развитию сети профильных классов (групп) инженерной направленности в учреждениях общего среднего образования Минской области на 2024/2025 учебный год

развернуть

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственный исполнитель (исполнители)

I. Нормативное правовое и информационное обеспечение функционирования профильных классов (групп) инженерной направленности

1.

Обеспечение информационной поддержки функционирования классов (групп) инженерной направленности: размещение актуальных материалов в разделе «Инженерные классы» официальных сайтов учреждения образования

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

2.

Освещение деятельности классов (групп) инженерной направленности в средствах массовой информации с целью повышения престижа инженерной профессии

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

II. Научно-методическое обеспечение функционирования классов (групп) инженерной направленности

1.

Повышение квалификации педагогических работников учреждения образования, осуществляющих образовательный процесс в классах (группах) инженерной направленности

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

2.

Участие в республиканских конкурсах: «100 идей для Беларуси», инновационного и технического творчества учащейся молодёжи «Hi-Tech», технического творчества и робототехники учащейся молодёжи «TechSkills»

2024/2025 учебный год, далее - ежегодно

Ратомский Э.Д., учитель информатики

3.

Проведение мероприятий в рамках Республиканской недели инженерии. Форум классов (групп) инженерной направленности «Инженер – основополагающая профессия современного мира»

Март 2025 года

Астахова А.В., учитель биологии, Ратомский Э.Д., учитель информатики, Сельванович М.В., учитель химии

4.

Организация летнего оздоровительного профильного лагеря «АТОМ» для учащихся классов (групп) инженерной направленности

2024/2025 учебный год, далее – ежегодно

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

5.

Участие в диалоговой площадке «Инженерные классы. Перспективы сотрудничества с региональными предприятиями»

Ноябрь 2024 года

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

6.

Участие в новой секции НПК «Физика. Инженерный прорыв»

2024/2025 учебный год

Белаш С.И., учитель физики

7.

Организация реализации учебной программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» посредством сетевой формы взаимодействия (по запросу)

Июль-декабрь 2024 года

Астахова А.В., учитель биологии, Ратомский Э.Д., учитель информатики, Сельванович М.В., учитель химии

8.

Посещение выставок научно-технических достижений «Беларусь интеллектуальная», архитектурно-строительной и интерьерной выставки «BUDEXPO» и др.

Постоянно

Жуковская Н.И., директор

9.

Проведение ярмарки целевой подготовки «Я  выбираю профессию» с участием организацией – заказчиком кадров для выпускников XI классов

Январь - апрель 2025 года

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе, классные руководители

III. Профориентационные мероприятия

1.

Проведение профориентационных мероприятий для учащихся учреждения образования (дни открытых дверей, тематические экскурсии, мастер-классы, консультирование, иное)

2024/2025 учебный год

Классные руководители

2.

Посещение промышленных предприятий учащимися учреждения образования в рамках акции «День с предприятием»

2024/2025 учебный год

Классные руководители

3.

Участие в проекте «Студент на один день» в УВО, учреждениях среднего специального образования, для учащихся X-XI профильных классов (групп) инженерной направленности

2024/2025 учебный год

Классные руководители

4.

Организация и проведение тематических встреч, диалоговых площадок с успешными представителями профессий («Урок от профессионала», «Урок успеха»), выпускниками УВО и УССО, победителями конкурсов профессионального мастерства

2024/2025 учебный год

Классные руководители

5.

Психолого-педагогического сопровождения учащихся классов (групп) инженерной направленности

2024/2025 учебный год

Найда Е.С., педагог-психолог

V. Материально-техническая база

1.

Пополнение библиотечного фонда учебной, методической и научно-популярной литературой для эффективной организации образовательного процесса в классах (групп) инженерной направленности

2024/2025 учебный год

Милишкевич К.А., заведующий библиотекой

2.

Создание образовательной среды для развития технических инженерных способностей учащихся

2024/2025 учебный год

Паливода С.П.,

заместитель директора по УР

Астахова А.В., учитель биологии, Ратомский Э.Д., учитель информатики, Сельванович М.В., учитель химии

свернуть

План работы профильной группы педагогической направленности в рамках дорожной карты по развитию сети профильных классов (групп) педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования Минской области на 2024/2025 учебный год

развернуть

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

I. Нормативное правовое и информационное обеспечение функционирования классов (групп) педагогической направленности

1.

Анализ работы профильной группы педагогической направленности

Август 2024

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

2.

Участие в информационных мероприятиях (вебинарах, консультациях) для учащихся по вопросам вступительной кампании в учреждениях высшего образования (далее – УВО), учреждениях среднего специального образования (далее – УССО) педагогического профиля

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

3.

Взаимодействие со средствами массовой информации по информационному сопровождению и освещению вопросов, связанных с функционированием групп педагогической направленности, повышением престижа значимости педагогической профессии

постоянно

Калейник М.К.,

учитель  истории

Найда Е.С.,

педагог-психолог

4.

Обеспечение информационной поддержки функционирования групп педагогической направленности: размещение актуальных материалов в разделе «Педагогические классы» на официальном сайте учреждения образования

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

II. Научно-методическое обеспечение функционирования классов (групп) педагогической направленности

1.

Повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в группах профессиональной направленности

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

2.

Участие в предметных олимпиадах, проводимых УВО, учащихся групп педагогической направленности

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе;

учителя-предметники

III.  Организационные мероприятия

1.

Организация допрофильной подготовки и проведение профориентационных мероприятий педагогической направленности

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе;

Калейник М.К., учитель истории,

Найда Е.С., педагог-психолог

2.

Участие учащихся групп педагогической направленности в олимпиадах по учебным предметам

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе;

учителя-предметники

3.

Участие в конференциях, диалоговых площадках для учащихся групп педагогической направленности «Профессия вчера, сегодня, завтра»

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе;

Калейник М.К., учитель истории,

Найда Е.С., педагог-психолог

4.

Проведение занятий, мастер-классов, встреч учителей-методистов с учащимися групп педагогической направленности

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

5.

Участие в открытой конференции для учащихся групп педагогической направленности «От педагогической идеи к педагогической профессии»

2024/2025 учебный год

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе

6.

Участие в конкурсе мотивационных роликов «В педагоги я бы пошёл..!»

Март 2025 г.

Калейник М.К., учитель истории,

Найда Е.С., педагог-психолог

7.

Включение учащихся групп педагогической направленности в работу ежегодного Педагогического марафона руководящих работников и специалистов системы образования Клецкого района

Апрель

2025 г.

Паливода С.П., заместитель директора по учебной работе;

Калейник М.К., учитель истории,

Найда Е.С., педагог-психолог

8.

Реализация учебной программы факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» посредством сетевой формы взаимодействия (по запросу)

2024/2025 учебный год

Калейник М.К., учитель истории,

Найда Е.С., педагог-психолог

IV. Профориентационные мероприятия

1.

Проведение профориентационных мероприятий для привлечения мотивированных, способных к педагогической деятельности абитуриентов на педагогические специальности в УВО, УССО

2024/2025 учебный год

Паливода С.П.,

заместитель директора по учебной работе, классные руководители, педагог-психолог

2.

Организация сотрудничества УВО, УССО и УОСО, организаций – заказчиков кадров по привлечению мотивированных выпускников для получения высшего и среднего специального образования по педагогическим специальностям в УВО, УССО Минской области с учетом данных о потребности в педагогических кадрах

2024/2025 учебный год

Жуковская Н.И., директор школы

3.

Организация и проведение тематических встреч, диалоговых площадок с успешными представителями профессий («Урок от профессионала», «Урок успеха»), выпускниками УВО и УССО, победителями конкурсов профессионального мастерства

2024/2025 учебный год

Паливода С.П.,

заместитель директора по учебной работе

4.

Участие в ярмарке целевой подготовки «Я выбираю профессию» с участием организаций-заказчиков кадров для учащихся IX-XI классов

Январь-апрель

2025 г.

Паливода С.П.,

заместитель директора по учебной работе, классные руководители

5.

Участие в проекте «Студент на один день» в УВО, учреждениях среднего специального образования, для учащихся X-XI профильных классов (групп) педагогической направленности

Апрель

2025 г.

Калейник М.К., учитель истории,

Найда Е.С., педагог-психолог

6.

Психолого-педагогического сопровождения учащихся классов (групп) педагогической направленности

2024/2025 учебный год

Найда Е.С., педагог-психолог

7.

Участие в проведении встреч с молодыми специалистами «Легко ли быть молодым…»

Сентябрь 2024 г.

Жуковская Н.И., директор школы

8.

Организация ученического тьюторства (помощь учащегося профильной педагогической группы сверстникам или младшим учащимся в учебной деятельности, организация и реализация подхода «Равный обучает равного»)

В течение 2024/2025 учебного года

Паливода С.П.,

заместитель директора по УР

Калейник М.К.,

учитель истории,

Найда Е.С.,

педагог-психолог

V. Материально-техническая база

1.

Пополнение библиотечного фонда учебной, методической и научно-популярной литературой для эффективной организации образовательного процесса в классах (групп) педагогической направленности

2024/2025 учебный год

Милишкевич К.А., заведующий библиотекой

2.

Создание образовательной среды для развития технических интеллектуальных и творческих способностей учащихся

2024/2025 учебный год

Паливода С.П.,

заместитель директора по УР

Калейник М.К.,

учитель истории,

Найда Е.С.,

педагог-психолог

свернуть

Вопросы к собеседованию по инженерным классам

развернуть

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К СОБЕСЕДОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ УОСО, ПРОШЕДШИХ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ИНЖЕНЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, И ПОСТУПАЮЩИХ БЕЗ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

При собеседовании учащимся предлагается выбрать билет и устно ответить на содержащиеся в нем вопросы. Структура билета включает 2 вопроса, один из которых отражает инвариантное содержание учебной программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», второй предполагает короткое мотивационное рассуждение (в объеме от 100 до 250 слов (от 0,5 до 1 страницы текста)) абитуриента о значимости инженерной деятельности, преимуществах обучения по инженерным специальностям, собственном интересе к инженерии.

При ответе на второй вопрос приветствуется представление портфолио, описание наиболее значимого проекта, выполненного в рамках факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию».

  1. Перечень вопросов, отражающих инвариантное содержание учебной программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию»:
  2. Перечислите и охарактеризуйте этапы промышленной революции?
  3. Какие принципиально новые технологии и источники энергии были ключевыми на каждом этапе промышленной революции и как это повлияло на экономику и жизнь людей?
  4. Влияние каких научных открытий и исследований стало решающим фактором для перехода к четвертой промышленной революции? 
  5. Что такое смарт-технологии и как они применяются в концепции «умного» производства?
  6. В чем состоит преимущество создания компьютерных моделей деталей и узлов по сравнению с их вычерчиванием?
  7. Какие возможности создает для процесса проектирования и изготовления машин наличие цифровых моделей?
  8. Какую информацию о созданной детали и сборном элементе содержит в себе цифровая модель?
  9. Какие возможности для работы открывает 3D-моделирование для конструктора и технолога?
  10. Охарактеризуйте понятия «Автоматизация» и «Роботизация» производства. В чем их сходство и отличие?
  11. В чем преимущества виртуальных испытаний? Какие задачи они решают?
  12. Что такое «Интернет вещей» (IoT)? Приведите примеры реализуемых на практике систем, соответствующих этому понятию?
  13. Какие области науки и технологии получают наибольшую выгоду при использовании ИИ?
  14. Что такое «Искусственный интеллект» (ИИ)? Приведите примеры машин или технологий, использующих ИИ.
  15. Что такое виртуальная реальность и дополненная реальность? Приведите примеры использования данных технологий в инженерной деятельности.
  16. Какова роль датчиков и сенсоров в робототехнике. Опишите известные Вам датчики в зависимости от их назначения и принципа действия.
  17. Что такое беспилотный транспорт? Какие цифровые технологии он использует? Какие элементы и функции обязательно присутствуют в бесплотном транспортном средстве?
  18. Что такое «Большие данные» (Big Data)? Какова их роль и место в современной технике?
  19. Как инженеры используют экономические знания при проектировании и строительстве?
  20. Какие Вам известны механизмы поддержки стартапов?
  21. Какие предприятия (организации) включает в себя строительная отрасль?
  22. Какие материалы и изделия выпускают предприятия строительной сферы?
  23. Какие знаковые объекты строительства в Республике Беларусь Вы можете назвать?
  24. Что такое календарный график строительства и для чего он разработан?
  25. Назовите самые распространенные полезные ископаемые, добываемые в Республике Беларусь.
  26. Назовите преимущества использования беспилотной авиации при планировании горных работ.
  27. Перечислите виды работ, которые могут выполнять горные машины.
  28. Назовите районы добычи калийных руд в Республике Беларусь.
  29. Какие полезные ископаемые являются предметом экспорта Республики Беларусь?
  30. Как геологические исследования помогают определить месторождения полезных ископаемых?
  31. Какие экологические проблемы могут возникнуть в процессе горнодобывающей деятельности?
  32. Какова роль инженера при разработке месторождений полезных ископаемых?
  33. Что такое экологически чистые технологии? Чем они отличаются от традиционных технологий?
  34. Как Вы объясните понятие «Истощение природных ресурсов», «возобновляемость и исчерпаемость природных ресурсов»?
  35. Что такое автомобильная дорога? Какие виды дорог существуют в зависимости от их назначения?
  36. Какие материалы используются для строительства дорожных покрытий и оснований?
  37. Что такое транспортная развязка? Какие преимущества дают транспортные развязки в больших городах?
  38. Как и почему карты искажают размеры? Как на современных топографических картах изображают рельеф?
  39. Балтийская система высот – что это такое? Для чего выполняется привязка объектов местности?
  40. Какие металлы используются при изготовлении двигателей автомобилей и самолетов?
  41. Почему одни металлы ржавеют, а другие нет (например, Аl, Fe-сплавы и др.)? Как можно защитить ржавеющие металлы от разрушения?
  42. В каких известных Вам отраслях промышленности применяют обработку материалов давлением?
  43. Представьте, что нужно создать деталь для велосипеда (например, раму). Какими свойствами должен обладать металл, чтобы обеспечить стабильность конструкции (предложите свой материал и укажите свойства стабильности конструкции велосипеда)?
  44. Как Вы думаете, возможно ли заменить в будущем металлы полностью другими материалами? Свой ответ обоснуйте.
  45. Перечислите области применения лазерных технологий.
  46. Охарактеризуйте понятия «нанотехнологии» и «наноматериалы». Назовите основные виды наноматериалов.
  47. Приведите несколько примеров использования нанотехнологий в промышленности. Опишите перспективы их использования.
  48. Какие предприятия производят автомобили и другие автотранспортные средства в Республике Беларусь?
  49. Какие виды автомобилей и других автотранспортных средств Вы знаете? Какие классы легковых автомобилей Вам известны?
  50. Из каких узлов и систем состоит легковой автомобиль?
  51. Какие основные типы двигателей используются в легковых автомобилях? Чем отличается двигатель внутреннего сгорания от электрического двигателя?
  52. В чем состоит основное преимущество электромобилей по сравнению с автомобилями с ДВС?
  53. Что представляет собой электрическая станция? Какие виды электрических станций Вы можете перечислить?
  54. Какое топливо используется на тепловых электрических станциях?
  55. Какие источники альтернативной энергии Вы можете назвать?
  56. Что лежит в основе обеспечения радиационной безопасности при эксплуатации Белорусской АЭС?
  57. Какие Вы видите перспективы развития энергетики в Республике Беларусь?
  58. Назовите несколько крупнейших потребителей электроэнергии в Республике Беларусь?
  59. В чем состоит особенность организации рабочего места современного инженера?
  60. Охарактеризуйте содержание деятельности современного инженера по выбранной Вами специальности?
  61. Назовите предприятия химической промышленности в Республике Беларусь.

 

  1. Примерный перечень тем для короткого мотивационного рассуждения

 

  1. Почему я выбрал профессию инженера?
  2. В чем важность обучения по выбранной инженерной специальности?
  3. Почему быть инженером престижно и перспективно?
  4. Почему работа инженера важна для развития экономики нашей страны?
  5. Как инженерные решения формируют наше общество и влияют на его развитие?
  6. Почему важно развивать инженерное образование и как оно влияет на будущее экономики?
  7. Почему меня привлекает инженерия?
  8. Как выбранная инженерная специальность позволит мне реализовать свои способности и интересы?
  9. Почему я вижу инженерию как сочетание науки и искусства, где можно реализовать свои творческие идеи?
  10. Как инженерная профессия позволит мне объединять знания из различных наук и применять их на практике?
  11. Какие возможности предоставляет профессия инженера для постоянного развития?
  12. Как я смогу в будущем использовать свои инженерные знания для решения социальных проблем и улучшения качества жизни людей?
  13. Почему выбор профессии инженера открывает двери к стабильной и востребованной карьере в условиях современного рынка труда?
  14. Какие достижения успешных инженеров вдохновили меня на выбор этой профессии?
свернуть

Педагогические университеты Беларуси

развернуть

 

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Белорусский государственный университет

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Барановичский государственный университет

Минский государственный лингвистический университет

Полесский государственный университет

Аграрные университеты Беларуси

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Белорусский государственный аграрный технический университет

Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины


Гродненский государственный аграрный университет

Институт пограничной службы
Республики Беларусь

Военная академия Республики Беларусь

varb

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

ГОМЕЛЬСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ МЧС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Военные учебные заведения Республики Беларусь

Военная академия Республики Беларусь

varb

Военный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет

Военный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

 

Военно-технический университет в учреждении образования Белорусский национальный технический университет

Уверенным шагом в перспективное будущее. Поступай на военно-технический  факультет БНТУ и стань частью дружного «автомобильного братства» - Редакция  газеты "Iўеўскі край"

Военно-медицинский факультет в учреждении образования Белорусский государственный медицинский университет 

Военный факультет в учреждении образования Гродненский государственный университет

Военный факультет в учреждении образования Белорусская государственная академия авиации 

1

Институт пограничной службы
Республики Беларусь

Спортивные учебные заведения

Белорусский государственный университет физической культуры

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Факультет физической культуры и спорта ВГУ имени П. М. Машерова

 

Факультет физической культуры МГУ имени А. А. Кулешова

свернуть

О формировании профильных классов профессиональной направленности

развернуть

 

(Приложение к письму Министерства образования Республики Беларусь

от 22.03.2023 № 02-01-14/3381/дс/)

   В соответствии со статьей 148 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение общего среднего образования при реализации образовательной программы среднего образования может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

  Конкретизация данной нормы приводится в Положении об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования). Так, пунктом 36 Положения об учреждении общего среднего образования установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической и других направленностей).

   Начиная с 2015/2016 учебного года в учреждениях общего среднего образования (далее –УОСО) функционируют профильные классы профессиональной направленности: педагогической, спортивно-педагогической, аграрной, военно-патриотической.

   В 2022 году постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192 утверждена учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», предназначенная для освоения учащимися профильных классов инженерной направленности.

   Считаем необходимым обеспечить единые подходы к открытию, функционированию и зачислению учащихся в классы профессиональной направленности.

Особенности формирования профильных классов профессиональной направленности

   Профильные классы профессиональной направленности создаются в соответствии с приказом учредителя УОСО (решением районного (городского) исполнительного комитета), которым утверждается сеть УОСО на очередной учебный год.

   В случае, если в учреждении образования отсутствует возможность сформировать профильный класс профессиональной направленности, возможно формирование профильной группы из числа учащихся разных классов одной параллели и из числа учащихся различных УОСО района (города) (пункт 50 Положения об учреждении общего среднего образования). В этом случае состав группы (класса) для проведения факультативных занятий профессиональной направленности утверждаетсяприказом руководителя УОСО, на базе которого организуется проведение соответствующих факультативных занятий.

   Учащиеся, обучающиеся в профильных классах профессиональной направленности, в рамках учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом общего среднего образования, должны изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне и обязательно осваивать учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, утвержденную Министерством образования.

  Зачисление учащихся в X профильный класс профессиональной направленности осуществляется в соответствии с Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах» (далее – Правила приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, Правила приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

   Изучение учебных предметов на повышенном уровне осуществляется в режиме пятидневной учебной недели, а освоение учебной программы факультативного занятия профессиональной направленности может быть организовано в шестой школьный день.

   При заполнении бланка аттестата об общем среднем образовании, выдаваемого учащемуся профильного класса (группы) профессиональной направленности (при условии освоения учащимся в полном объеме содержания профильных учебных предметов, учебной программы факультативных занятий профессиональной направленности), без выставления отметок производится запись названия усвоенной учебной программы факультативных занятий (например: «успешно усвоил(а) учебную программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс») и названий учебных предметов, изученных на повышенном уровне (применение положения пункта 11 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274).

   В настоящее время выпускники профильных классов профессиональной направленности (кроме профильных классов инженерной направленности) имеют право на льготы при зачислении в учреждения высшего образования в соответствии с пунктами 23, 24, 26, 27 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 03.01.2023 № 2).

Требования, предъявляемые к профильным классам профессиональной направленности

Профильные классы педагогической направленности

   Ориентация на получение педагогических специальностей.

   Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

   На повышенном уровне могут изучаться любые учебные предметы в рамках типового учебного плана общего среднего образования. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем.

   Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).

Профильные классы спортивно-педагогической направленности

Ориентация на получение спортивно-педагогических специальностей.

   Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

   На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Биология», «Физическая культура и здоровье». Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121).

  В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

Профильные классы аграрной направленности

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.

   Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

   На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

   Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Профильные классы военно-патриотической направленности

   Ориентация на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

   Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

   На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки специалистов в интересах государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь: математика и физика; математика и история Беларуси; химия и биология; химия и математика; обществоведение и иностранный язык; география и математика; иностранный язык и математика; физическая культура и биология.

   Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129) или «Юный пограничник» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2020 № 190).

   В сентябре с учащимися X профильных классов военно-патриотической направленности проводится психолого-педагогическое собеседование в целях составления индивидуальных программ их психолого-педагогического сопровождения.

  В целях ознакомления с профессиями, связанными с обеспечением национальной безопасности государства, осуществления предпрофильной подготовки учащиеся УОСО имеют возможность посещать факультативные занятия «Школа юных защитников Отечества». Учебная программа данного факультативного занятия утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121.

Профильные классы инженерной направленности

    Ориентация на получение инженерных специальностей.

  Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

   На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки инженерных кадров: «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология».

   Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192).

свернуть

Организация работы в группе инженерной направленности

развернуть
  1. Количество учащихся в 10 классе (группе) инженерной направленности – 7 человек.
  2. Учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне: «физика», «математика», «биология», «химия».
  3. Организация изучения обязательного факультативного занятия «В мире техники и технологии
  4. Заключен договор о сотрудничестве с Лесохозяйственным факультетом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»
свернуть
Профильные классы инженерной направленности
поделиться в: