Публичный отчет

Анализ итогов деятельности учреждения образования

за 2020/2021 учебный год

Образовательный процесс в Государственном учреждении образования «Клецкая средняя школа №1» организован в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», локальными нормативными документами. 

В учреждении образования обучалось 533 учащихся:на I ступени - 264, на II ступени - 234, на III ступени – 35 учащихся.

Организована работа 25 классов, учреждение образования работает в две смены. Средняя наполняемость классов составляет 23 учащихся. На одного педагогического работника приходится 9,4 учащихся.

Справочно. Средняя наполняемость классов: I-IV классов - 23,7 учащийся, V-IX классов – 20,3 учащихся, X-XI классов – 17 учащихся.

Обучение на дому осуществлялось для двух учащихся I «Б» и III «В» классов на основании приказа управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома от 31.08.2020 № 380, заключения ВКК № 1041 от 28.07.2020и на основании приказа управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома от 16.09.2020 № 429, заключения ВКК № 1309 от 14.09.2020.

Для осуществления образовательного процесса используются: библиотека с читальным залом, спортивный зал, актовый зал (совмещенный с обеденным), 29 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс с комплектацией 12+1, 2 лингафонных кабинета с комплектацией 6+1. Учебные кабинеты оснащены необходимой мебелью.

Имеется пищеблок и обеденный зал на 110 посадочных мест. Пищеблок обеспечен технологическим и холодильным оборудованием. Работает буфет. Горячим питанием охвачено 94% учащихся.

Учреждение образования укомплектовано кадрами на 100%.

Справочно. Образовательный процесс в учреждении осуществляют 52 педагога, из них 50 (96%) имеют высшее образование, 2 (3,5%) - среднее специальное образование. Педагогический стаж до 5 лет имеют 5 педагогов (9,6%), от 5 до 10 лет – 6 педагогов (11,5%), от 10 до 15 лет – 5 педагогов (9,6%), от 15 лет и более – 36 педагогов (69,2%). Из 52 педагогических работников - 7 пенсионеры (13,5%), 3 педагога - молодые специалисты первого года работы (5,8%),1 педагог - молодой специалист второго года работы (1,9%). 

В учреждении образования создана аттестационная комиссия. Документация по проведению аттестации педагогов ведется в соответствии с нормативными правовыми документами, разработан перспективный план аттестации педагогических работников на период с 2020 по 2023 годы.

Справочно. Высшую категорию имеют 20 педагогов (38,5%), первую – 20 (38,5%), вторую – 6 (11,5%), 6 педагогов (11,5%) не имеют квалификационной категории. 

В 2020/2021 учебном году процедуру аттестации прошли 5 педагогов. Экзамен на присвоение высшей квалификационной категории на базе МОИРО сдалиБелаш И.И., Корончик И.М., учителя английского языка, Будовей А.К., учитель белорусского языка и литературы. Жуковской Н.И., учителю истории и обществоведения, присвоена высшая квалификационная категория без сдачи квалификационного экзамена на основании подпункта 30.5 пункта 30 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников с числа профессорско-преподавательского состава). Курсовую подготовку по проведению занятий в специальных медицинских группах прошли учителя физической культуры и здоровья Гутько О.Н., Крицук В.А.

С целью повышения престижа педагогической профессии и морального поощрения и стимулирования работников за 2020/2021 учебный год награждено 30 работников. Калейник М.К., учителю истории присвоено звание «Отличник образования».

Планирование учебного процесса в учреждении осуществляется в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования на основе типового учебного плана средней школы. Учебная деятельность для учащихся организована в рамках 6-дневной рабочей недели. Расписание уроков, факультативных занятий, объединений по интересам составлены с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Нагрузка на учащихся соответствует нормам учебного плана. 

Средний балл учебных достижений по школе по итогам 2020/2021 учебного года составляет 7,6 баллов: в III -IV классах – 7,6 баллов в V-IX классах – 6,8 баллов, в X-XI классах – 8,5 баллов. Процент качества знаний по школе составил 96%. Из аттестованных 401 учащегося III-XI классов по итогам 2020/2021 учебного года на высоком уровне обучается 78 учащихся (19,5%), на достаточном – 215 учащихся (53,6%), на среднем уровне - 92 (22,9%), на удовлетворительном - 16 (4%).

В 2020/2021 учебном году на проведение факультативных занятий было выделено 44 часа. Из них – 28 часов на факультативные занятия в I-IV классах, 16 часов на проведение факультативных занятий в V-XI классах. Средняя наполняемость факультативных занятий - 7 человек.

В учреждении образования организована работа по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и исследовательским конкурсам. Создан банк данных «Одарённые дети», в который включено 52 учащихся, имеются графики работы с учащимися по подготовке к олимпиадам, календарно-тематические планы занятий у учителей. Во время каникул организована работа Школы олимпийского резерва. В соответствии с заявлениями родителей в учреждении работают объединения по интересам на платной основе в I-XI классах «Дополнительное обучение по предмету», «Готовимся к ЦТ». 

Справочно: В соответствии с заявлениями родителей в учреждении образования работали объединения по интересам на платной основе в I-IV классах “Дополнительное обучение по учебному предмету” – 12, проводились платные занятия по подготовке к централизованному тестированию по физике (Белаш С.И.) – 11 учащихся, к централизованному тестированию по белорусскому языку (Бобко А.М.) – 12 учащихся, работало 5 групп Школы раннего изучения английского языка с охватом 65 учащихся I-II классов.

С целью обеспечения качественного образовательного процесса на III ступени осуществлялась профилизация по 2 модели профильного обучения. На повышенном уровне изучались предметы: история, обществоведение, английский язык, биология, химия, математика, физика. В 2020/2021 учебном году на базе Х класса открыты 3 профильные группы: обществоведческая, химико-биологическая, профильная группа с изучением английского языка и математики на повышенном уровне (100% охват учащихся). Средние баллы по профильным предметам варьируются от 7,5 баллов по биологии до 9,4 балла по обществоведению. 

В 2020/2021 учебном году на II ступени общего среднего образования было организовано изучение на повышенном уровне учебного предмета «Физика» в VIII «А» классе. В 2020/2021 учебном году 9 учащихся продолжили изучение учебного предмета «Английский язык» на повышенном уровне в обществоведческой и математической профильных группах на III ступени общего среднего образования.

В 2020/2021 учебном году на базе X класса была открыта педагогическая группа, в которой обучается 11 учащихся, изучающих факультативный курс «Введение в педагогическую профессию».

Учащиеся школы принимали активное участие во всех этапах республиканской предметной олимпиады, районной олимпиаде младших школьников «Талантливые дети», районной олимпиаде учащихся среднего звена.

На втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам на протяжении пяти лет прослеживается стабильность в количестве дипломов с уменьшением в 2019 году – 19 дипломов.

Справочно.

2016/2017 учебный год – 19 дипломов;

2017/2018 учебный год – 22 диплома;

2018/2019 учебный год – 22 диплома;

2019/2020 учебный год – 19 дипломов;

2020/2021 учебный год – 22 диплома.

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в третьем и заключительном этапах республиканской олимпиады по учебным предметам. По итогам третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам учащиеся получили 4 диплома: I степени (Паливода Екатерина – обществоведение; Илюкевич Александр – трудовое обучение), II степени (Кухарчик Валерия -история), III степени (Чекун Полина - история). По итогам заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам учащиеся получили два диплома III степени (Паливода Екатерина – обществоведение, Кухарчик Валерия – история).

На протяжении пяти лет учреждение образование – лидер по количеству дипломов данных этапов.  

Справочно.

2016/2017 учебный год – 5 дипломов третьего этапа, 0 дипломов заключительного этапа;

2017/2018 учебный год – 4 диплома  третьего этапа, 2 диплома заключительного этапа;

2018/2019 учебный год – 4 диплома третьего этапа, 2 диплома заключительного этапа;

2019/2020 учебный год – 3 диплома третьего этапа, на заключительный этап отобрано 2 учащихся, но участия                               не принимали в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией;

2020/2021 учебный год – 4 диплома третьего этапа, 2 диплома заключительного этапа.

Результативно на данных этапах олимпиады выступают учащиеся учителей Малявко Д.Н., Калейник М.К., Жуковской Н.И.

Учащиеся начальных классов школы принимают активное участие в олимпиаде «Талантливые дети» по учебным предметам: математика, русский язык, белорусский язык. Призовые места в 2020/2021 учебном году заняли учащиесяКазакевич М.И., Сарапуловой И.А., Жуковской Н.В., Балтенковой И.Н., Минец Т.К. Наблюдается рост призовых мест.

Справочно.   В 2020/2021 учебном году в олимпиаде приняло участие 29 учащихся (18 дипломов), в 2019/2020 учебном году в олимпиаде приняли участие 28 учащихся (2 призовых места, 14 дипломов), в 2018/2019 учебном году – 27 учащихся (6 призовых мест).

В школе работает исследовательское общество учащихся «Прометей». Деятельность НОУ «Прометей» осуществляется на основе приказа директора учреждения образования. НОУ включает в себя творческие группы учащихся                                    V-XI классов (45 учащихся). Учащиеся школы ежегодно являются призерами районной исследовательской конференции, но на областном и республиканском уровне научно-практической конференции результативность отсутствует.

Справочно.В 2020/2021 учебном году на отборочный тур в районной НПК «Дерзайте, вы талантливы!» было представлено 8 работ из них 7 прошли в финальный этап (77,7%), награждены дипломами 6 учащихся  (85,7%).

На районный конкурс «Я исследователь» было представлено 6 работ (учителя Белаш С.И., Казакевич М.И., Жуковская Н.В., Сарапулова И.А., Балтенкова И.Н., Вериго А.И.). Финалист открытого фестиваля «Я – исследователь» Минской области в номинации «Математика, физика, техника, робототехника» в 2021 году – Белаш Тимофей, учащийся III «А» класса (учитель Белаш С.И.).

В 2020/2021 учебном году на заключительном этапе Республиканского конкурса по основам профессиональной подготовки среди учащихся «JuniorSkillsBelarus» в конкурсной компетенции “Графический дизайн” учащийся VII«Б» классаЯманов Владислав награжден дипломом I степени (учитель информатики Э.Д. Ратомский).

За участие в зональном этапе республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» с работой «Химическое досье ортофосфорной кислоты» Шевчик Полина, учащаясяIX «Б» класса, была награждена дипломом III степени.

За 2020/2021 учебный год школа имеет 18 дипломов за участие в областных интернет и дистанционных олимпиадах и 267 дипломов (1 место – 183 диплома, 2 место – 81 диплом, 3 место – 3 диплома) в международном конкурсе по информатике "Бобер 2021". (Ратомский Э.Д.).      

Справочно. По информатике - 5 (Ратомский Э.Д.), химии – 2 (Сельванович М.В.), обществоведение – 2 (Жуковская Н.И.), история – 1 (Калейник М.К.), математике – 2 (Шумеева Н.С., Казакевич С.В.), русскому языку - 2 (Мелех Т.Р.), белорусскому языку - 2 (Бобко А.М., Карпиевич О.Н.), английскому языку – 2 (Корончик И.М., Куклис А.В.).                                         

В течение 2020/2021 учебного года учащиеся школы принимали участие в обучающих курсах на платной основе по подготовке к республиканской олимпиаде по истории на базе Минского областного института образования (Кухарчик В.), по обществоведению (Паливода Е.). Во время летних каникул учащиеся школы занимались в очно-заочных школах по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «История», «Обществоведение». Белаш Матвей, Михайлик Дарья, Сазанович Максим прошли оздоровление в летних профильных лагерях (обществоведение, английскйи язык). В течение года учащиеся стали победителями международных конкурсов «Кенгуру», «Журавлик», «Зубренок», «Инфомышка», «Лингвистенок», «Колосок», «Синица», «Белка», «Кентаврик», «Буслик», «Олимпионок».

В течение года на базе школы в рамках сотрудничества с РИКЗ было организовано проведение репетиционного тестирования (3 этапа), в котором принимали участие учащиеся X и XI классов: 1 этап – 207, 2 этап – 273, 3 этап - 254. Многие учащиеся пробовали свои силы в репетиционном тестировании на базе УО «Барановичсий государственный университет. 

Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования сдавали 17 учащихся.

На основании приказа Главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета «Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2021 году» от 03.05.2021 № 224 была освобождена от выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси»с выставлением итоговой отметки 10 балловКухарчик Валерия Валерьевна, победитель заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «История Беларуси».

Выпускные экзамены 2021 года показали высокий уровень подготовки учащихся. На высоком и достаточном уровнях выпускные экзамены сдали 84,1% выпускников XI класса. Гонцаревич Илья, Кухарчик Валерия, Паливода Екатерина получили аттестаты особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью(17,6%) .40,3% выпускников IX классов сдали выпускные экзамены на высоком и достаточном уровне.

Выпускники учреждения образования принимали участие в централизованном тестировании по семи предметам. По результатам ЦТ 2021 года 1 стобалльник по учебному предмету «Белорусский язык» (Гонцаревич Илья, учитель Бобко А.М.).

Справочно. 1 учащаяся - 100 баллов по белорусскому языку, от 90 до 99 баллов  -7 учащихся по белорусскому языку, истории Беларуси, английскому языку, физике, математике.

Процент поступления выпускников учреждения образования в 2021 году в учреждения высшего образования составил 88,2%, в учреждения среднего специального образования -11,8%. 

В 2021 году трое учащихся учреждения образования (Кухарчик Валерия, Паливода Екатерина, Яманов Владислав) стали лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливых учащихся и студентов.                           .                                       Система специального образования в ГУО «Клецкая средняя школа № 1» в 2020/2021 учебном году представлена 1 классом полной наполняемости и 5 классами неполной наполняемости: 1 «Б» класс – 1 учащийся, 2 «В» класс - 3 учащихся,  2 «Б» класс –  1 учащийся, VI «Б» класс – 1 учащийся, VIII «Б» - 1 учащийся.

В учреждении работают 4 учителя-дефектолога. План курсовой подготовки учителей-дефектологов выполняется   с периодичностью 1 раз в 3 года. Кроме того, за последние 3 года 8 педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) принимали участие в обучающих курсах, семинарах-практикумах, вебинарах, проводимых Институтом инклюзивного образования БГПУ и ГУО «Минский областной институт развития образования».

В учреждении созданы элементы безбарьерной среды: вход оборудован пандусом в соответствии с техническими характеристиками, установлены поручни в коридоре и санузле 1 этажа, имеется цветовая маркировка в виде желтого круга на стеклянных дверях.                  

В коррекционно-педагогической помощи в условиях ПКПП в 2020/2021 учебном году нуждалось 84 учащихся, в течении учебного года на занятия были зачислены все учащиеся,  находящиеся в резерве.                 Образовательный процесс для детей с ОПФР организован по образовательным программам специального образования и осуществляется в соответствии с учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования, утверждёнными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.07.2019 № 106.

Соблюдаются требования, установленные Санитарными нормами и правилами при составлении расписания учебных, коррекционных и факультативных занятий.Создана адаптивная образовательная, в том числе и безбарьерная среда, осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с особенностями психофизического развития, имеется программно-методическое обеспечение процесса интегрированного обучения и воспитания, что обеспечивает качественное проведение занятий в классах интегрированного обучения и воспитания.

В учреждении образования функционируют 3 кабинета по оказанию специальной и коррекционно-педагогической помощи. Они соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и правил; пространство кабинетов зонировано, имеется необходимая мебель, оснащены компьютерами, демонстрационным и раздаточным материалом, наглядными пособиями для осуществления коррекционной работы; учебными пособиями и программами специальных общеобразовательных и вспомогательной школ. Образовательная среда кабинетов соответствует принципам многофункциональности, доступности.

На базе учреждения функционируют два пункта коррекционно-педагогической помощи.В ПКПП работают учитель-дефектолог Леончик Т.В. (образование высшее, высшая квалификационная категория), учитель-дефектолог Климович В.Г. (образование высшее, молодой специалист). Кабинеты ПКПП постоянно пополняется материалами, необходимыми для коррекционной работы («Логопедические лабиринты», игры для автоматизации поставленных звуков).

Ведется работа по оснащению кабинетов специальной учебной мебелью, игровым, учебным оборудованием, компьютерной техникой, методической литературой. В кабинеты ПКПП приобретены одноместные парты (6 и 2 соответственно).  

При организации работы в классах интегрированного обучения и воспитания наблюдается преемственность между учителем-дефектологом и педагогами, работающими с детьми данной категории.  Учителями-дефектологами проводится углубленное обследование учащихся, в результате чего заполняются карты, отражающие индивидуально-типологические особенности детей.               

Для проведения занятий учащиеся распределены по группам, подгруппам, на индивидуальные занятия с учетом возрастных особенностей и характера нарушений. Коррекционный процесс осуществляется на диагностической основе.

Руководством школы осуществляется контроль за деятельностью педагогов по вопросам содержания образовательного процесса и оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР. Итоги контроля рассматриваются на педагогических советах и совещаниях. Вопросы специального образования и включения детей с ОПФР в среду типично развивающихся сверстников отражены в годовом планировании и рассматриваются  на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях.

Организация методической работы в учреждении образования осуществляется на основе Положения о методической работе. Целью работы является совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников учреждения образования, их творческого потенциала, профессиональной самореализации. Среди основных задач: содействие повышению качества предметного образования на основе использования интерактивных методов, личностно-ориентированных моделей обучения в образовательном процессе; осуществление качественного методического сопровождения роста профессиональной компетентности и инновационной культуры педагогов, их индивидуального образовательного маршрута; распространение опыта педагогической деятельности учителя в использовании эффективных образовательных практик по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В системе методической работы школы используются разные формы: участие в семинарах на базе Минского областного института развития образования, Белорусского государственного университета им. М.Танка, Академии последипломного образования, работа шести методических объединений; аттестация педагогических кадров; участие в педагогических конкурсах и конференциях; открытые уроки; обобщение передового педагогического опыта учителей; выпуск школьного методического журнала «Пульс» (2 раза в год).

Ведущим компонентом совершенствования профессионального мастерства учителя является процесс самообразования, включающий самодиагностику, проблемный анализ собственной деятельности, выбор направления саморазвития, определение задач и этапов деятельности, самооценку роста и, как результат, передачу опыта коллегам на различных уровнях. Все педагоги учреждения образования определили темы по самообразованию на 2020/2021 учебный год. Результаты работы учителей по темам самообразования за прошлый учебный год были предоставлены на методических объединениях.

В учреждении образования проводится работа по трансляции материалов из практики работы учителей школы через создание виртуальных кабинетов: математики, физической культуры и здоровья, учителей начальных классов, учителей белорусского языка и литературы, учителей русского языка и литературы, учителей информатики, географии, химии, биологии, кабинета воспитательной работы. В 2020/2021 учебном году виртуальный кабинет по воспитательной работе занял 1 место в районном конкурсе.

Повышение профессиональной и педагогической компетентности педагогов осуществлялось через участие в педагогических советах.

Проведены два тематических педагогических совета:

  1. «Использование потенциала шестого школьного дня для формирования у учащихся нравственных ценностей и

приоритетных жизненных интересов»

  1. «Формирование и развитие положительной учебной мотивации как необходимое условие повышения качества образования в современных условиях».

На сайте школы на странице «Методическая копилка» размещены материалы из практики работы учителей школы, которые также находят отображение на страницах педагогических журналов и газет, научных сборников.

В соответствии с приказом начальника управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома от 03.09.2019 № 615 «О работе районных ресурсных центров в 2019/2020 учебном году», приказом управления образования, спорта и туризма Клецкого райисполкома от 21.08.2020 № 365 «Об организации методической работы с руководящими работниками и специалистами образования»; в учреждении образования продолжена работа районных ресурсных центров по учебным предметам «История и обществоведение», «Физика, астрономия». В ресурсных центрах накоплен богатый материал по работе с одаренными учащимися (подготовка к олимпиадам), по развитию интеллектуальных способностей учащихся через внеклассную работу, копилка дидактических материалов (авторские тесты, контрольные работы, презентации). Руководители ресурсных центров Калейник М.К. и Белаш С.И. ежегодно готовят призеров третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, распространяют опыт своей работы в данном направлении среди коллег через проведение консультаций, семинаров, РМО.

С 1 сентября 2020 года начал работу районный ресурсный центр по учебному предмету «Допризывнаяи медицинская подготовка» (Приказ № 365 от 21.08.2020).

В районном конкурсе молодых учителей «Путь в профессию» Колоткевич Татьяна Александровна, учитель биологии, заняла 2 место.

В 2020/2021 учебном году учителя истории, географии и химии приняли активное участие в областной дистанционной олимпиаде для педагогических работников «Профессиональная компетентность педагога». По результатам участия - диплом IIIстепени (учитель химии Сельванович М.В).

1 сентября 2020 года учреждение образования начало работу по реализации педагогического проекта «Формирование навыков саморегуляции у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции» на 2020 – 2022 годы.

Деятельность группы продленного дня осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь  об образовании, Положением о группах продленного дня учреждений образования, реализующих общеобразовательные программы общего среднего образования, утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2011 № 201. На начало учебного года на основании приказа директора  от 31.08.2020 № 195«Об организации группы продленного дня» в учреждении образования обеспечено пребывание 107 учащихся в четырех группах (1 группа – 24 учащихся, 2  – 26 учащихся, 3 - 26 учащихся, 4 группа – 28 учащихся). Для учащихся 1-х классов имеются две спальные комнаты на 24 и 26 спальных мест, оборудованные двухъярусными кроватями. Режим работы группы рассмотрен на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30 августа 2020 г.), утвержден директором школы и согласован  с родительскими комитетами классов, что соответствует требованиям п.11 гл.3 Положения о группах продленного дня учреждений образования.

Для всех групп продлённого дня имеются отдельные кабинеты, которые оснащены игровым, спортивным инвентарём, книгами для чтения.

Осуществляют деятельность группы продленного дня четыре воспитателя. Все имеют высшее образование, три - первую квалификационную категорию, стаж в должности от семи лет и выше, один – молодой специалист.

Два кабинета оборудованы телевизорами и компьютерами, имеется выход в интернет, что значительно облегчает работу воспитателя.

Воспитателями обеспечен подбор игровых упражнений и дидактических игр для детей в помещении. Разработаны памятки для родителей «Ваш ребенок стал школьником», «Заботимся о зрении», «Правильное питание – залог здоровья» и другие. Систематизирована и составлена игротека, имеется банк разработок воспитательных материалов в соответствии с возрастом учащихся.

Журналы ГПД ведутся воспитателями аккуратно, заполняются своевременно, соответствуют планированию и режиму работы, отмечаются отсутствующие учащиеся. Ведение журналов находится на контроле администрации (проверяются ежемесячно).

В учреждении образования организована физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Проводится школьная спартакиада, учащиеся принимают активное участие в районной и областной спартакиаде.

На начало 2020/2021 учебного года издан приказ об организации и проведении внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися (от 31.08.2020 № 177), разработано положение о спартакиаде.

В 2020/2021 учебном году организована работа объединений по интересам: «Волейбол», «Юный турист», в которых занимаются 30 учащихся; спортивных секций по волейболу, ОФП (40 учащихся), продолжил работу  спортивный класс по гандболу из числа учащихся VI «В» класса.

Ежегодно приобретается спортивный инвентарь и оборудование. Общий процент оснащения спортивного инвентаря и оборудования составляет 95 % .

В итоговом рейтинге районной спартакиады школьников в группе «А» учреждение образования заняло 3 место.

На начало 2020/2021 учебного года медицинское обследование прошли все 533 учащихся: основная группа – 419, подготовительная – 63, СМГ – 42, ЛФК – 9. Проблемным остается вопрос увеличения учащихся с диагнозом «скалеоз» - 12 учащихся. Нарушение зрения выявлено у 25 учащихся. 4 учащихся имеют хронические заболевания. Данные цифры еще раз подчеркивают необходимость четкого выполнения здоровьесберегающих моментов на уроках – физкультпауз, гимнастики для глаз, а также проведение подвижных перемен.  С целью оздоровления учащихся на всех каникулах работает оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Радуга».

         В школе организовано горячее питание, которым охвачено 96,4% учащихся, работает буфет от ЧУП «Клецкий производственно-пищевой завод».

         Для решения задач комплексной информатизации образовательного процесса в учреждении образования имеется 3 мультимедийных проектора, 5 ноутбуков, 2 интерактивные доски, 2 ксерокса, 2 сканера, 7 современных телевизоров, 8 принтеров, 3 мультиборда, 39 компьютеров с выходом в интернет (76,9%). Работает школьный сайт - sch-1@kletsk-asveta.gov.by.Сайт обновляется регулярно (новостная лента – 2-3 раза в неделю). Информация на сайте размещена доступно, имеются страницы для родителей, учащихся, учителей, размещаются материалы из практики работы педагогов, освещена работа ресурсных центров, школы активного гражданина, акции «Минщина спортивная».

         В учреждении имеется высокоскоростное подключение к сети Интернет, система видеонаблюдения оснащена 8 камерами. В учреждении образования внедрена компьютерная программа «МАПСОФТ» по учету продуктов питания, составлению ежедневных меню-раскладок, анализу норм питания. Внедрен сервис «Электронный дневник/Электронный журнал» на платформе «Znaj.by».

         Имеется план по информатизации образовательного процесса на 2020/2021 учебный год, в наличии регламентирующие этот процесс нормативные правовые и инструктивно-методические документы.

         В учреждении имеется 1 компьютерный класс с комплектацией 12+1, 2 лингафонных кабинета с комплектацией 6+1 (компьютерный класс имеет срок эксплуатации компьютеров свыше 10 лет и требует обновления).

         Учителя активно используют на уроках компьютерные презентации, ЭСО.

Библиотечный фонд составляет 28 551 экземпляр. Из них: основной фонд – 12 748 экз., фонд учебных изданий – 15 803 экз., на электронных носителях - 35. Фонд учебных изданий размещается отдельно от основного фонда. Пользователями библиотеки являются 555 человек, из них педагогов -59.

Обеспеченность учащихся учебниками составляет 100%. Общая книговыдача – 12783 экземпляров (2998 экземпляров социально значимой литературы), в том числе учебников –8657 экземпляров).

Библиотека учреждения образования компьютеризирована, ведется работа с программным комплексом «Библиограф» (приобретена обновленная версия автоматизированного программного комплекса «БиблиоГраф (договор № 10_Л/5 от 12.02.2020).

         Воспитательная и идеологическая работа в учреждении образования организована в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией и Программой непрерывного воспитания и развития детей и молодёжи на 2021-2025 гг., ориентирована на выполнение рекомендаций,данных в инструктивно-методическом письме Министерства образования «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».

         Воспитательную и идеологическую работу в учреждении образования осуществляли заместитель директора по воспитательной работе, 13 классных руководителей и 12 учителей начальных классов.Уровень профессиональной компетентности классных руководителей достаточно высок: высшее образование - 100%, высшая квалификационная категория 42% (10 педагогов), первая квалификационная категория 42% (10 педагогов), вторая квалификационная категория 4% (1 педагог), без категории – 4% (1 педагог). Стаж работы у 55% классных руководителей составляет более 20 лет.

         Содержание методической работы с классными руководителями в 2020/2021 учебном году было направлено на повышение уровня теоретических знаний через реализацию практико-ориентированного принципа, который направлен на обучение педагогов активным и интерактивным формам, приёмам и методам воспитания, использованию информационно-коммуникационных технологий: ноябрь 2021 года – «Формирование гражданской и правовой культуры, гражданского и национального самосознания, проявление социальной активности», март 2021 – «Работа классного руководителя, направленная на преодоление социальных и профессиональных стереотипов в отношении рабочих профессий». Отличительной формой в текущем учебном году стало проведение «Родительских университетов», направленных на тесное сотрудничество с родительской общественностью.

В 2020/2021 учебном году в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный» классный руководитель VII «А» класса Корончик И.М. заняла 2 место.

         С целью формирования информационной культуры и гражданской компетентности реализовывался информационно-образовательный проект «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА», в котором принимали участие ученики VIII-XI классов. С ноября ШАГ стал реализовываться и для V-VII классов. В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» каждый четвертый четверг месяца проводился «ШАГ» с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, медийных персон. В течение 2020/2021 года   в ГУО «Клецкая средняя школа №1» было организовано и проведено 12 тематических заседаний ШАГ.

         В учреждении образования  ведется  работа по повышению авторитета детских и молодежных общественных организаций школы.  В настоящее время в учреждении образования функционируют пионерская дружина ГУО «Клецкая средняя школа №1», первичная организация ОО «БРСМ», первичная организация ОО «БМООСП», ЮИД.  Активисты ПО ОО «БРСМ» принимали активное и результативное участие в районных и областных конкурсах:  творческий конкурс буктрейлеров «Книга с экрана», «Размаўляем па-беларускі», акция «Спяваемгімн разам”, творческая эстафета  ко Дню вышиванки“Беларусь – крыніца натхнення”,акция “Восстановление святынь”, благотворительная акция “Наши дети”.

         Воспитание патриота и гражданина проводится через декаду патриотических дел «Герои живут рядом», работу объединения по интересам «Традиции белорусского народа», встречи с работниками Клецкого райвоенкомата, представителями Вооружённых сил Республики Беларусь, Военной академии Республики Беларусь, проведение ШАГ, единого урока памяти, посвященного 76-летию Победы советского народа в ВОВ,  вручение подарочного издания «Я – гражданин Республики Беларусь». Масштабный характер приобрели всебелорусская акция «Быть достойными Великой Победы», акция «Беларусь помнит», «Цветы Победы» и др.  Все мероприятия были  направлены на формирование у учащихся ценностного отношения к культурному наследию белорусского народа, активной гражданской позиции, ответственности и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

         Определенное внимание уделяется организации туристско-экскурсионной деятельности, направленной на формирование у учащихся чувства любви и привязанности к родным местам, интереса к истории своей малой родины, уважения к ее традициям. В течение учебного года были организованы экскурсии в Столбцовский район, д. Сулла, г, музей «Квантум», Музей Великой Отечественной войны, Республиканский центр инновационного и технического творчества (информационный центр атомной энергии), Брестскую крепость, на Линию Сталина, Дукора, Несвижский  замок  и др.

В учреждении образования ведётся системная работа по изучению православных традиций Клетчины. В рамках данного направления традиционным стало проведение районного фестиваля «Крылья Ангела», акции «Мы славим седину», акция «Маршрут толерантности», неделя «В кругу семьи рождается душа», неделя толерантности «Толерантность – дорога к миру», акции «Красная рукавичка», «Доброе сердце», «Чудеса на Рождество», районный конкурс-выставка оформления пасхальных яиц «Пасха глазами детей» (1 место), «Калядная зорка» и др.

На протяжении учебного года особое внимание уделялось деятельности волонтёрского отряда «Забота». 

         В 2020/2021 учебном году в учреждении образования функционирует 14 объединений по интересам, которые посещают 233 учащихся (44% ).

         Справочно. Техническое направление – 2, туристско-краеведческое направление – 1, физкультурно-спортивное направление – 1, художественное направление – 4, культурно-досуговое направление – 1, общественно-гуманитарное – 4, военно-патриотическое - 1.      

         У руководителей объединений имеются программы объединений по интересам, согласованные с директором ГУДО «Клецкий ЦДТ» и утвержденные директором школы, ведутся журналы учета. Воспитанники являются призерами районных творческих конкурсов.

Справочно. Результативность участия учреждения образования с творческих конкурсах  в 2020/2021 учебном году:

- областной творческий проект для подростков «Безопасный переход - 2021» - 2 место - Яманов Владислав;

- областной этап республиканского конкурса «Техноинтеллект» научно-технического творчества учащейся молодежи – 3 место - Букато Павел;

- районный смотр-конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей» - 1 место в номинации «Стихотворение» -  Дудко Роман,  2 место в номинации «Рассказ» Фраймович Влад, 2 место – Бобко София,  3 место  в номинации «Поделка» - Фраймович Влад;

- районный конкурс творческих работ «Защитником Родины быть готов» - 1 место - Крицкий Евгений;

- районный фестиваль КВН «Талантливая молодежь-талантлива во всем» - 1 место;

- конкурс театральных коллективов - 2 место;

- районный конкурс по оформлению пасхальных яиц «Пасха глазами детей» - 1 место в номинации «Лучшая индивидуальная работа», Бурак Александра;

- районный конкурс «Школа безопасности - 2021» - 1 место Умрейко Алина, 2 место – Семашкевич Захар,. 3 место – Гринкевич Савелий;

- районный этап пионерских групп «Суперзвездочка» - 2 место;

- районный конкурс  «Что? Где? Когда?» (команда «Альфа и Омега) - диплом III степени.

- городской конкурс ювеналов «Умницы и умники» - 2 место;

         Особое внимание в воспитательной работе уделяется организации шестого школьного дня. В шестой школьный день работают объединения по интересам, секции, кабинет информатики, спортивный зал, библиотека. Занятость учащихся в шестой школьный день составляет      в среднем 68-75%. I-IV классы – 85%, V-VIII классы – 66%, IX-XI классы – 49%. На школьном сайте размещаются анонс и фотоотчеты мероприятий в шестой школьный день.

         Социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса в учреждении осуществляется на основе требований нормативно-правовых документов по соответствующему направлению работы. Нормативно-правовые документы собраны в отдельной папке, актуализированы с учетом последних требований. Имеется план работы СППС на год, аналитический отчет за прошлый учебный год, журнал учета консультаций. Имеется график работы педагога социального с указанным временем проведения консультаций.

         План работы педагога социального на 2020/2021 учебный год составлен по разделам в соответствии  с методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

         В учреждении образования ведется журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования), государственных и иных организаций, от граждан (журнал пронумерован, прошнурован и скреплен печатью). Приказом по учреждению образования педагог социальный назначен ответственным лицом за ведение журнала информирования.

На протяжении учебного года специалистами СППС велась работа по профилактике противоправного поведения и вредных привычек, проводились групповые и индивидуальные занятия по теме «Правовая культура человека»,  мероприятия по профилактике наркомании, пьянства, вредных привычек, профилактике краж, правилам безопасного поведения, правовому просвещению несовершеннолетних.

Справочно:

количество проведенных мероприятий - 183, из них:

для несовершеннолетних – 168;

для родителей – 10;

для педагогов – 5.

В учреждении образования налажена работа по учету пропусков учебных занятий учащимися. Все пропуски по болезни подтверждены медицинскими справками. Пропуски занятий без уважительных причин отсутствуют. С целью профилактики правонарушений осуществлялся контроль успеваемости и занятости учащихся во внеурочное время. Во время каникул проводились рейды «Подросток», «Моё свободное время».

С целью профилактики противоправного поведения несовершеннолетних организовано эффективное взаимодействие с Клецким РОВД, ИДН, Клецким ТЦСОН, УЗ «Клецкая ЦРБ», ГУО «СПЦ Клецкого района». На протяжении учебного года состоялся цикл встреч с представителями органов исполнительной и законодательной власти, судебных и правоохранительных органов, сотрудниками ИДН.

С целью повышения психолого-педагогической и правовой компетентности всех участников образовательного процесса специалистами СППС было организовано консультирование педагогов, обучающихся и их законных представителей по  вопросам оказания помощи в построении конструктивных отношений с окружающими, решении задач личностного, ценностно-смыслового плана, определении дальнейшего образовательного маршрута, профессиональном самоопределении и саморазвитии учащихся.   В течение года специалистами СППС было проведено 435 консультаций для несовершеннолетних и их законных представителей,  педагогов учреждения образования.

Справочно:

для детей-225;

для родителей- 128;

для педагогов – 82.

Итогом работы стало создание системы работы по профилактике социального сиротства, и семейного неблагополучия.                           

В 2020/2021 году сотрудниками ИДН было зафиксировано 1 административное правонарушение.

Факт совершения правонарушений были рассмотрены на заседаниях КДН (ноябрь 2020), (апрель 2021).

С учащимися, совершившими административные правонарушения, ведётся индивидуальная профилактическая работа. Несовершеннолетние посещают индивидуальные и групповые занятия со специалистами СППС, выполняют все рекомендации сотрудников ИДН, принимают участие в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях.

На 01.05.2021 в учреждении образования обучается 3 несовершеннолетних, с которыми за совершение противоправных действий проводится индивидуальная профилактическая работа.

Индивидуальная профилактическая работа в учреждении образования организована в соответствии с документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании; Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200; Методическими рекомендациями по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждении образования от 20.07.2018 г. № 05-01-21/6205/дс.

Работа с данной категорией несовершеннолетних проводится на основании Программы индивидуальной профилактической работы, которая разрабатывается с учётом характера совершённого противоправного деяния и диагностики личности несовершеннолетнего. С целью недопущения повторного совершения правонарушений несовершеннолетними, с которыми организована ИПР, ежемесячно проводятся индивидуальные и групповые беседы сотрудниками ИДН Клецкого РОВД.

         В учреждении образования определены основные направления работы по охране труда. Составлен план мероприятий по соблюдению пожарной безопасности. С работниками своевременно проводятся инструктажи                               по охране труда, пожарной безопасности. По мере необходимости обслуживающий персонал обеспечивается спецодеждой. Учреждение оборудовано новой автоматической пожарной сигнализацией, установлена система видеонаблюдения. Проводится контроль за организацией работы по охране труда работников и обеспечению безопасности учащихся во время образовательного процесса.

         Для обеспечения безопасности в учреждении образования имеется ограждение, организован пропускной режим.

         Санитарно-гигиенические нормы эксплуатации помещений выполняются. Исправно функционируют отопительная и канализационная системы, система водоснабжения, соблюдается воздушный и тепловой режим, что свидетельствует о грамотной эксплуатации всех систем хозяйственной службой учреждения.

         Регулярно осуществляется контроль за состоянием учебного и спортивного оборудования, зданий и сооружений с составлением соответствующих актов и оформлением журналов.

         Ведется работа по созданию игрового городка для учащихся начальной школы. В 2020 году подготовлена площадка, установлены две беседки за счет спонсорской помощи.

         В учреждении образования организована работа по внебюджетной деятельности, пополнению спецсчета.

         За 2020/2021 учебный год собрано 18750 кг макулатуры (35,58 кг на одного учащегося, при районном показателе – 35,48 кг, план выполнен на 100,3%), 1097 кг полимерных отходов, металлолома – 7209 кг.

         Внебюджетная деятельность составила 226040 рублей, 113,2% от плана. На спецсчет учреждения образования поступило 36231,46 рублей.

         Платных образовательных услуг оказано на одного учащегося на сумму 11,31 рублей (при районном показателе 11,98 рублей), всего сумма за платные образовательные услуги составила 5994,08 рублей. Платных услуг на одного учащегося оказано на сумму 1,73 рублей (при районном показателе 2,66 рублей), всего сумма за платные услуги составила 918,13 рублей.  

         В течение 2020/2021 учебного года были приобретены комплекты ученической мебели в кабинеты начальных классов (2999,37 рублей), в центр допризывной подготовки (1928,01 рублей), стенды (1355 рублей).

         За январь-июнь 2021 года собрано 14220 кг. макулатуры, 1097 кг полимерных отходов, металлолома – 4236 кг.

         Внебюджетная деятельность составила 106 817,98 рублей, 90,1% от плана. На спецсчет учреждения образования поступило 14151,52 рублей.

         Платных образовательных услуг оказано на одного учащегося на сумму 2,22 рублей, всего сумма за платные образовательные услуги составила 1148,05 рублей. Платных услуг на одного учащегося оказано на сумму 4,29 рублей, всего сумма за платные услуги составила 2274,59 рублей. 

         В учреждении образования имеются необходимые условия для организации качественного образовательного процесса. Педагогический коллектив школы работал над повышением качества знаний учащихся через повышение качества урока, занимался самообразованием, распространением эффективной педагогической практики, много внимания уделял созданию комфортных условий для обучения и воспитания. 

         По итогам 2020 года учреждение образования заняло 2 место среди учреждений образования района среди школ с количеством учащихся более 100.