Речевое дыхание

У детей с нарушениями речи, как правило, нарушен речевой выдох. Кроме того, имеются трудности с дифференциацией вдоха и выдоха через рот и нос. Вдох часто укорочен, иногда через рот или одновременно через рот и нос. При вдохе дети напрягают и поднимают плечи. Выдох слабый и короче, чем это необходимо для нормального звукопроизношения. При этом дети обычно надувают щеки.

 

7 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

Цель данных упражнений – развитие вдоха через нос и плавного, длительного выдоха через рот. При этом необходимо следить, чтобы плечи не поднимались, щеки не надувались.

  1. «Цветочки». Предложить ребенку понюхать цветочки (настоящие или нарисованные), при этом следить, чтобы дети набирали воздух через нос, а выдыхали через рот. Повторить 3-5 раз.
  2. Мыльные пузыри. Выдувать мыльные пузыри. Важно, чтобы при этом вдох делался носом, а выдох ртом, щеки не надувать, плечи не поднимать.
  3. Мыльные пузыри «с язычка». Надуваем мыльные пузыри, только дуем не в губы, а на язычок (рот приоткрыт, широкий язычок лежит на нижней губе, носом делаем вдох и дуем на язычок).
  4. «Листочки», «Снежинки», «Перышки». Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки. Также можно сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д. Тоже самое, но дуем «с язычка», как в предыдущем упражнении.
  5. «Кораблик». Подуть на теннисный шарик в тазике с водой. Усложненный вариант – дуть «с язычка».
  6. «Забей гол». Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. Усложненный вариант – дуть «с язычка». При этом вдох глубокий, а выдох длительный.
  7. «Фокус». На кончик носа положить маленькое перышко, кусочек ватки или салфетки. Достать язычок, загнуть его вверх и подуть так, чтобы перышко слетело с носа и полетело наверх. Для детей – это очень сложное упражнение. Не расстраивайтесь, если оно не получится с первого раза. Пробуйте еще раз.

поделиться в: