Речевое дыхание
У детей с нарушениями речи, как правило, нарушен речевой выдох. Кроме того, имеются трудности с дифференциацией вдоха и выдоха через рот и нос. Вдох часто укорочен, иногда через рот или одновременно через рот и нос. При вдохе дети напрягают и поднимают плечи. Выдох слабый и короче, чем это необходимо для нормального звукопроизношения. При этом дети обычно надувают щеки.
7 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ |
Цель данных упражнений – развитие вдоха через нос и плавного, длительного выдоха через рот. При этом необходимо следить, чтобы плечи не поднимались, щеки не надувались.
- «Цветочки». Предложить ребенку понюхать цветочки (настоящие или нарисованные), при этом следить, чтобы дети набирали воздух через нос, а выдыхали через рот. Повторить 3-5 раз.
- Мыльные пузыри. Выдувать мыльные пузыри. Важно, чтобы при этом вдох делался носом, а выдох ртом, щеки не надувать, плечи не поднимать.
- Мыльные пузыри «с язычка». Надуваем мыльные пузыри, только дуем не в губы, а на язычок (рот приоткрыт, широкий язычок лежит на нижней губе, носом делаем вдох и дуем на язычок).
- «Листочки», «Снежинки», «Перышки». Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки. Также можно сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д. Тоже самое, но дуем «с язычка», как в предыдущем упражнении.
- «Кораблик». Подуть на теннисный шарик в тазике с водой. Усложненный вариант – дуть «с язычка».
- «Забей гол». Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. Усложненный вариант – дуть «с язычка». При этом вдох глубокий, а выдох длительный.
- «Фокус». На кончик носа положить маленькое перышко, кусочек ватки или салфетки. Достать язычок, загнуть его вверх и подуть так, чтобы перышко слетело с носа и полетело наверх. Для детей – это очень сложное упражнение. Не расстраивайтесь, если оно не получится с первого раза. Пробуйте еще раз.